10:54 / 28.03.2017 Общество

Три мифа о е-декларировании общественных активистов

"Трусы, подайте декларации! Декларации не подают те, кому есть что прятать"

23 марта 2017 года – ничем не примечательный весенний день стал реальным «черным четвергом» для одной небольшой группы украинцев. Именно в этот день Верховная Рада Украины своим решением обязала общественных активистов, которые борются с коррупцией, задекларировать свои доходы через е-декларирование.

В соцсетях началась дискуссия: корректно ли требовать от активистов декларирования доходов? Собственно, это даже не дискуссия, а жалобное подвывание самих же активистов, которые чувствуют приближение неминуемых минут стыда, а для кого-то – и криминальной ответственности.

При этом очень странно слышать аргументы «против» от «отцов» е-декларирования, которые в свое время приложили так много усилий, чтобы эта реформа была внедрена в Украине. Получается как-то неискренне. Ведь на многочисленных акциях они сами писали плакаты: “Трусы, подайте декларации! Декларации не подают те, кому есть что прятать”.

Отметим, что наряду с активистами такое требование хотели выдвинуть владельцам и руководителям СМИ (а потом от него отказались), однако никаких громких заявлений от журналистов в соцсетях не было. Хотя журналистов намного больше, чем активистов-антикоррупционеров.

Что же это за решение, почему против него протестуют? Попробуем разобраться с основными мифами, которые выдвигают так называемые “активисты”, выступая против е-декларирования.

МИФ № 1: “ПРИДЕТСЯ ДЕКЛАРИРОВАТЬ ДОХОДЫ ПОЛОВИНЫ СТРАНЫ”

Если почитать посты активистов на Фейсбуке – может появиться мысль, что это действительно массовое явление, и эта норма коснется чуть ли не половины страны. Потому что охватывает не только членов таких общественных организаций, а и подрядчиков. На деле же большинство иностранной и украинской благотворительной помощи для борьбы с коррупцией сконцентрировано примерно в десяти организациях. Почти все известные «активисты» зарегистрированы как физические лица-предприниматели, которые предоставляют услуги этим общественным организациям и с помощью такой нехитрой схемы «пилят» международные гранты.

Публично каждая общественная организация имеет свой профиль и специализацию, а фактически – между ними есть четкая договоренность про распределение грантового пирога: никто не залазит на «поляну» другой. Реформа криминальной юстиции – Центр противодействия коррупции Виталия Шабунина и Дарины Каленюк. Написание и лоббирование законов – Реанимационный Пакет Реформ под руководством опытного грантоеда Игоря Колиушко. Сетевые антикоррупционные проекты «Чесно» – Центр UA не менее опытного Олега Рыбачука. Контролем по закупкам лекарств занимается ранее судимый Дмитрий Шерембей и организация «Пациенты Украины».

Сколько это в целом людей? В каждой организации работает не более 3-4 человек, еще у каждой из них – в среднем по 10 «подрядчиков», которые, как правило, члены этих же общественных организаций, но оформлены как частные предприниматели.

Понятно, что это делается для уклонения от уплаты налогов, ведь по такой схеме Шабунин и Ко платят в государственный бюджет только 5% как доход частного предпринимателя. А если бы эти люди были оформлены штатными сотрудниками общественной организации (кем по сути они и являются) – пришлось бы заплатить примерно 40% от дохода. А именно: 22% - единый социальный взнос, 1,5% - военный сбор и 18% - налог на доходы физических лиц. Так получается, что самые “честные” общественные активисты не брезгуют «серыми» схемами по уклонению от уплаты налогов.

И здесь мы вплотную приблизились к реальной причине истерики активистов. Они просто боятся опозориться, показав реальные доходы, заработанные на ниве «тяжелой борьбы с коррупцией».

МИФ № 2: “МЫ БЕДНЫЕ, У НАС БУДУТ ПУСТЫЕ ДЕКЛАРАЦИИ, ЭТО ТРАТА ВРЕМЕНИ ПРОВЕРЯЮЩИХ ОРГАНОВ”

Вот здесь “активисты”, как говорится, пускай не прибедняются. Ведь декларировать действительно есть что. У одного Центра противодействия коррупции – 30 банковских счетов, сеть из десятка ФЛП, которая позволила уже «переварить» более 1,2 млн долларов США, 95% из которых – это иностранные гранты.

Мы не будем поднимать вопрос эффективности таких организаций, ведь про уровень коррупции в Украине знает любой. И с каждым новым миллионом Шабунина этот уровень не особо падает.

Сосредоточимся на некоторых деталях. Так, например, в 2015-2016 году Шабунин и грузинский реформатор Сакварелидзе «распилили» около 4 миллионов долларов США международной технической помощи, направленных на реформу прокуратуры. Официально сумма в 4 млн долл США зафиксирована в реестре действующих проектов международной технической помощи Украине на сайте Министерства экономического развития и торговли.

Куда конкретно ушли эти деньги до сих пор неизвестно. Ведь на счета самой Генпрокуратуры, которая значится как реципиент этой международной технической помощи, ни единой копейки так и не поступило. Вместо этого деньги “осваивали” Одесская областная государственная администрация (в бытность Саакашвили), Центр противодействия коррупции Шабунина и другие “выбранные организации”.

В ходе расследования нам удалось выяснить, что за 500 000 грн. “антикоррупционерами” было организовано тестирование прокурорских работников на основе переведенных через гугл-переводчик аналогичных грузинских тестов. Такой вывод можно сделать, например, из такого вопроса в тесте для новых прокуроров: «Какое расстояние от Тбилиси до Москвы?». Этот вопрос шокировал и вызывал смех у всех, кто проходил эти так называемые «тесты».

Кроме того, 50 тыс. долларов были направлены на «освещение антикоррупции» в профильных программах «Слідство.info» и «Схемы». Судя по всему, авторы этих программ тоже неплохо подзаработали на такой прибыльной “антикоррупции”.

Куда делось остальное, а именно – более 4 млн. долларов США, надо спросить у самих Шабунина и Сакварелидзе.

Собственно, знаменитые Антикоррупционные форумы для пиара Саакашвили скорее всего делались именно на эти деньги. А Виталию Шабунину, судя по всему, уже гарантировано место в списке этой партии.

Согласно формы подачи декларации “активисты” должны показать все свои доходы, а также все свои приобретения. И тут не исключены неприятные «конфузы» типа того, который случился опять-таки с тем же Шабуниным. Оказалось, что в своей декларации за 2014 год он «забыл» прописать земельный участок в Бориспольском районе (кадастровый номер 3220882600:04:007:2058), купленный в ноябре того же года. Участок был куплен на имя жены Шабунина Елены Шабуниной, которая, согласно этой же декларации, нигде не работает и пребывает на содержании у мужа.

Но если ранее такие огрехи светили только вопросами журналистов и фейсбучным осуждением, то теперь это в любой момент может превратиться в криминальное дело.

МИФ № 3: “А МЫ ЧТО – ЧИНОВНИКИ, ЧТОБЫ ВСЕ ДЕКЛАРИРОВАТЬ?”

Первая причина - потому что они работают как частные предприниматели и это не скрывают. Общеизвестно, что относительно частных предпринимателей действует мораторий на проверки. Прежде всего потому, что в большинстве ФОПов просто нечего проверять. А еще потому, что в результате постоянных «налоговых майданов» эта форма деятельности выписана в законе очень широко. А “общественные активисты” этим пользуются.

Собственно, законодатели и ранее пытались упорядочить этот момент - именно в части сотрудничества частных предпринимателей и общественных организаций. В Налоговом кодексе предлагалось сделать поправку, которая запрещает распределение финансов организации между членами этой общественной организации, которые являются частными предпринимателями. Тогда шабуниным было бы в разы тяжелее «отмывать» деньги – надо было бы искать сторонние ФОПы. Но “активисты” заблокировали эту поправку через… Совет протестантских церквей, который лично просил об этом Президента. Мол, так будет тяжело работать этим церквям, которые работают как общественные организации. Пикантности добавляет тот факт, что Виталий Шабунин – многолетний прихожанин одной из таких церквей и даже учился на пастора.

Так что только теперь у общественности появился законный способ узнать, как и куда идет иностранная помощь Украине – проверить декларации “активистов”.

original.jpg

Вторая причина – более системная. Собственно, среди аргументов “активистов” о том, почему они против декларирования, звучит и такой: «мы не чиновники, мы – общественность. Мы не принимаем участия в управлении страной – только контролируем. Почему мы должны отчитываться?».

И тут шабунины заврались. Если проанализировать все масштабные реформы и назначения последних лет – то везде будет фигурировать конкурсная комиссия, общественный совет, совещательный орган. Которые состоят из активистов. Именно такая комиссия отобрала Насирова, который «простил» Онищенко 1,2 млрд гривен. И таких примеров множество.

Все это ничто иное, как влияние на принятие политических решений. И заинтересованные стороны очень часто с радостью готовы отблагодарить «за поддержку». И это не менее важная причина, почему активисты должны декларировать свои доходы.

original-2.jpg

Так что теперь можем посоветовать возмущенным “антикоррупционерам” именно то, что они сами писали на плакатах – «сохранять спокойствие и декларировать доходы». А мы – реальное гражданское общество – внимательно посмотрим на эти декларации, зададим вопросы, попросим НАБУ разобраться. Так и построим реальную демократию, когда каждый будет отвечать за свои поступки перед законом. Ведь если нечего скрывать, то зачем так сопротивляться е-декларированию?

Источник: from-ua.com