Власть не поспевает за гражданским обществом - Зисельс
Интервью с И. Зисельсом и ведущими экспертами о мероприятиях к 75-летию трагедии Бабьего Яра
Недавно в Украине на государственном уровне отметили 75-летии трагедии Бабьего Яра. Цикл мемориальных мероприятий, которые прошли при участии ряда зарубежных государственных и общественных деятелей, и перспективы сохранения памяти о Холокосте Борис Вайнер обсуждил с сопрезидентом Ваада Украины Иосифом Зисельсом.
— Иосиф, какое впечатление произвела на вас программа этих дней?
— Вряд ли я могу быть до конца объективен. Зритель, сидящий в театре, видит на сцене хорошую постановку, талантливых артистов и прекрасные декорации, но люди за кулисами хорошо знают, каких нервов, пота и времени это стоило.
Поскольку я причастен к мероприятиям, посвященным 75-летию Бабьего Яра — у меня взгляд именно из-за кулис. Все отмечают, что государственное мероприятие в самом Бабьем Яру прошло очень достойно — президент хотел, чтобы это было столь же впечатляюще, как в годовщину освобождения Освенцима в январе 2014 года, но многие не верили, что это удастся. Удалось. Впечатляет не только беспрецедентный уровень, но и количество мероприятий — около 50-ти. При этом характерно, что лишь два из этих мероприятий были государственными — президентский прием в Мистецьком арсенале и вечерняя церемония в Бабьем Яре. Правда, были отремонтированы дорожки, проложены две аллеи — жертв и праведников, установлены стенды, проведен монтаж огромного шатра — на все это было потрачено 29 миллионов гривен. В остальном, нереформированная власть, как всегда, пасла задних. Как и во всех других сферах, лидером оказалось гражданское общество.
Нельзя отрицать, что за 25 лет Украина прошла большой путь в деле изучения и преподавания истории Холокоста. Но это, опять же, заслуга не государства, а гражданского общества, в том числе и нашей организации — Ваада Украины. Я еще в 1997 году предложил педагогам выйти из еврейских школ в общеобразовательные украинские. Прошло 20 лет и сегодня наши учителя преподают историю Катастрофы не только в Украине, но и в Беларуси, Молдове, на Кавказе и в Средней Азии. Сотни учителей прошли через наши семинары, а тысячи учеников через конференции с защитой собственных работ — как в Украине, так и за ее пределами. Характерно, что акцент этих «Уроков Холокоста» сделан на воспитание толерантности. Мы не должны забывать о трагедиях других народов — Голодоморе, депортации крымских татар, геноциде армян. Это гуманитарный экспорт Украины, на который власти не обращают никакого внимания.
— В сохранении памяти о Холокосте вы видите некий универсальный механизм для предотвращения геноцидов в любой точке мира?
— Пока мы культивируем лишь свою национальную память, не замечая трагедии других, — невозможно настоящее взаимопонимание между народами. Народы-жертвы живут исключительно своей болью — это касается и евреев, и украинцев, и поляков. Учитывая катастрофы, обрушившиеся на Украину в XX веке — это исторически понятно, но комплекс виктимности тормозит наше развитие, и не позволяет отрефлексировать свое прошлое.
— Какие проекты предложил Ваад Украины в рамках мероприятий, посвященных 75-летию трагедии? И какие из 50-ти мероприятий вы бы хотели особо отметить?
— Мы подготовили две выставки — одну камерную, с оригинальной разработкой пространства в галерее М17 (художник Павел Фишель, руководитель проекта Юлия Смилянская при участии Елены Заславской) и большой мультимедийный проект в «A-Gallery», где на 52 экранах разворачивается много различных сюжетов, отражающих историю украинского еврейства, прежде всего, его трагедию в Бабьем Яру.
Мероприятия были очень разнообразны — от мемориального концерта в Национальной опере до научно-практических конференций с участием известнейших ученых, например Тимоти Снайдера, и презентаций книг, в частности, «Бабий Яр: История и память», которая вышла в издательстве «Дух і Літера».
Фонд Ukrainian Jewish Encounter (Украинско-еврейские встречи»), который возглавляет известный меценат Джеймс Темертей, провел международный архитектурный конкурс «Бабий Яр — Дорогожицкий некрополь». Всего на конкурс было заявлено 90 проектов, 32 из них рассмотрело жюри. В конце сентября в Украинском доме были представлены лучшие проекты, отражающие различные вариации мемориального парка — сегодня эта идея набирает популярность. Бабий Яр сегодня — это 70 гектаров земли, где находится несколько кладбищ — военное, мусульманское, когда-то было еврейское, караимское и здесь же были расстрелы в 1941 году — это огромная территория, которая должна быть упорядочена.
— Дата прошла, что дальше? Появится ли в Бабьем Яру музей или мемориальный комплекс, разговоры о котором идут много лет?
— Президент Порошенко совершенно неожиданно пришел на церемонию подписания декларации о намерениях по созданию Мемориального центра в Бабьем Яре, строительство которого собирались профинансировать ряд зарубежных и отечественных бизнесменов. В ходе выступления он взял инициативу по реализации этого проекта на себя — первым из украинских президентов, считая это, прежде всего, делом самой Украины. При этом он обратился к присутствующим с предложением присоединиться к этой инициативе, и это возымело действие — многие меценаты поддержали идею мемориала. Работы будут финансироваться из фонда, которым руководит Марина Порошенко. Надеюсь, что во всех аспектах создания мемориального пространства государству будет принадлежать решающая роль (выработки концепции, финансировании, практической реализации проекта).
Так, как это происходило в Польше — Музей истории польских евреев создавался 15 лет, и львиную долю финансирования взяло на себя государство. Хочется верить, что Украина продолжит путь, обозначенный президентом, а мы, как гражданское общество, постараемся заставить его выполнить свое обещание.
В свою очередь историк и директор Украинского центра изучения истории Холокоста Анатолий Подольский подчеркнул, что наше государство демонстрирует, что ему важна ответственность за историческую память.
"Мемориальные мероприятия к 75-летию трагедии Бабьего Яра стали примером сотрудничества власти и негосударственных организаций — впервые за всю историю независимой Украины. Гражданское общество за четверть столетия многое сделало для увековечения памяти жертв, государство же до сих пор ограничивалось декларациями. Тем более знаменательно, что сейчас мы увидели, что можно cделать, когда есть реальная государственная поддержка, когда советуются с экспертами-историками, когда отдельные памятные знаки начинают формироваться в единый мемориальный комплекс. Государство, наконец, демонстрирует, что ему важна ответственность за историческую память, в том числе об истории Холокоста, который являются частью истории Украины", - отметил он.
А директор Украинского института изучения Холокоста «Ткума» и музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине» Игорь Щупак отметил, что мемориальных мероприятий такого масштаба в Украине еще не было.
"Мемориальных мероприятий такого масштаба — в том числе и по количеству виднейших ученых, академических исследователей и общественных деятелей, принимавших в них участие, — еще не было. Известно, что правительство Украины приняло решение о том, что 75-летие трагедии Бабьего Яра должно быть отражено в системе образования. Решить эту задачу удалось, объединив усилия учителей и методистов, Украинского института изучения Холокоста «Ткума» и университетов страны, при координации Министерства образования и науки Украины", - сказал Щупак.