Киевская хунта адвокатуры: как срывали конференцию адвокатов города Киева и почему нужно избрать новых людей
События в Киевской адвокатуре стали выходить из уютного фейсбука в публичное пространство после того, как стало известно о большой афере с попаданием в адвокатуру через некую контору по адресу ул. Белорусская, 30. По этому адресу находится Киевская городская квалификационно-дисциплинарная комиссия адвокатуры, к адвокатуре отношения не имеющая.
Коротко для справки стоит сообщить, что адвокаты в Украине работают по закону от 2012 года, которым государство делегировало многие свои функции адвокатскому самоуправлению, в том числе по выдаче адвокатских свидетельств и дисциплинарным разбирательствам. Модель профессиональной автономности была взята с европейской, но не все оказались согласными быть европейцами. В Киеве этот прогрессивный закон обошли, чтобы не упустить возможности зарабатывать на желающих получить свидетельства. В результате здесь сохранился заповедник советской адвокатуры, со всей ее клановостью, заискиванием перед госпаратом, закрытостью и осознанным сопротивлением реформе. Закон 2012 года здесь не выполнен ни по букве, ни по духу.
Инна Рафальская, дочь Владислава Кального, главы Киевской коллегии адвокатов, бессменно возглавляет процессы «консервирования» столичной адвокатуры. Клан находится у власти почти сорок лет. Переход от коллегий адвокатуры к адвокатскому самоуправлению стал для нее возможностью личного продвижения и обогащения. Рафальская возглавила Совет адвокатов города, который стал соучредителем коммерческой фирмы «Центр стажировки и повышения квалификации адвокатов». Фирма собирает плату с желающих войти в престижную профессию. Уточним, все платные услуги в киевской адвокатуре выставлены по максимальному тарифу. Вторым партнером по бизнесу выступила Киевская городская квалификационно-дисциплинарная комиссия, которой Рафальская руководила до 2012 года. Комиссия — самый необычный орган во всей системе адвокатского самоуправления. Таким образом, в Киеве образовался самый смелый тандем неприбыльной организации (Совета адвокатов города) и ТОВ. За ширмой закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Говоря об экзотике офиса по Белорусской, 30 стоит упомянуть и спиритические сеансы для адвокатов. Это уже, как говорится, без комментариев.
Выносить из мавзолея следует всех.
Не перерегистрированная по требованиям действующего закона, без понятной финансовой отчетности, с поддельными документами, Киевская городская КДКА наконец поставлена вне адвокатуры в 2016 году. После нескольких месяцев проверок выяснилось, что КМ КДКА не зарегистрировала ни одну из 5 переданных ей редакций Положения о комиссии, создана членами общественной организации и долгое время имела такой статус. Совет адвокатов Киева при этом пользуется неутвержденными бланками свидетельств, ведет параллельный реестр адвокатов и делает по нему выписки собственного образца. Масштаб этих махинаций обнаружился во время судебного разбирательства с Национальной ассоциацией адвокатов. Тогда Киев предоставил суду бумажную версию своего адвокатского реестра из 8 тысяч человек, в то время как в Едином реестре, который ведет САУ, чуть менее 4 тыс. Список Киева получился таким длинным, потому что там не только адвокаты, но и претендены на вход в профессию, допущенные к экзаменам, и просто вымышленные или умершие люди. Зачем нужно иметь собственный реестр с мертвыми душами? Не столько из-за денег, сколько из-за большей квоты региона на всеукраинском Съезде адвокатов. Именно фейковых представителей от Киева отсеивали на съездах, и именно эта манипуляция стала причиной многих скандалов и судов.
В конце 2015 года Совет адвокатов Украины просил Киев обсудить допущенные нарушения на городской конференции, но, естественно, получил отказ. Являться с повинной никто не собирался. В ответ САУ дождался результатов спецпроверки и в июне 2016-го принял пакет решений, которыми просто закрыл эту киевскую лавочку. В мае этого года, когда проверки Киева вышестоящими органами шли полным ходом, КМ КДКА вдруг сменила название на Квалификационно-дисциплинарную комиссию города Киева. Вероятно, чтобы «подделка» смотрелась более правдоподобно, ведь именно такой порядок наименования предусматривает действующий закон. Но от перемены мест слагаемых сумма нарушений не могла поменяться.
Официально с 11 июня решением САУ приостановлены экзамены в Киеве — юридически и фактически их просто некому принимать. Чтобы выключить конвейер липовых документов, на основании которых выдавались новые свидетельства, киевскому Совету адвокатов заблокирован доступ в Единый реестр адвокатов Украины. Казалось бы, поставлена точка и дальше — рестарт законных органов через избрание на городской конференции адвокатов.
Но тут подпольное сопротивление встало в полный рост. Предвестником путча стали блокирование работы проверяющей комиссии и бойкот судьбоносного заседания САУ представителем Киева. Далее подготовка шла по плану, которым киевские делегации кошмарили украинскую адвокатуру во время съездов. Коротко, это проведение собственного мероприятия-клона. Бывшему адвокату Высоцкому было не жаль денег, и он просто выкупил все билеты на спекталь «Монологи вагины», лишь бы найти зал для фейкового съезда. И вот его бессмысленный подвиг решили повторить в Киеве.
День городской конференции, назначенной на 6 августа, надолго запомнится как позор адвокатской профессии. Пока на третьем этаже собирались делегаты, которые должны были избрать Квалифкомиссию демократическим путем, этажом ниже внезапно организовалось ГКЧП. Глава Совета адвокатов и все «политбюро» из КМ КДКА (недавно переименованной), лишенное полномочий, высаживалось в президиум и зазывало под свои знамена всех, кто проходил мимо. Видимо, чтобы выглядеть, как настоящая хунта, пригласили несколько десятков человек в военной форме. Для полноты картины, генералу Рафальской не хватало только броневичка, который, по ленинской традиции, можно было использовать как трибуну для силового захвата утраченной власти. Так собиралась конференция-клон.
Цинизм этого замысла в том, что людей в камуфляже, очевидно, действительно позвали на лекцию для участников АТО, заманив сложной земельной проблематикой. 6 августа второй этаж Дома кино, согласно договору, арендовался именно под такое мероприятие. Но провели там не лекцию, а якобы конференцию адвокатуры. По избранию самих себя. Обманули и собственных коллег-адвокатов, многие из которых попали в соседний зал по ошибке. Зазывали громко и нагло, чтобы голосовать, по сути, по единственному вопросу повестки дня (или теме лекции) — удержаться у власти. Каким путем — не важно. Когда речь идет о миллионах (а в свете адвокатской монополии, приток денег будет исчисляться такими суммами), некоторым уже не до адвокатской и вообще человеческой этики.
Не надо быть юристом, чтобы понимать, что принятые на таком стихийном митинге решения являются юридически никчемными. Факт их публикации на официальном сайте Совета адвокатов Киева не придает им законного статуса. Никаких даже формальных признаков того, чтобы назвать это мероприятие конференцией адвокатов, нет. Как нет и оснований верить, что в жаркие летние выходные адвокаты прогуливаются по центру Киева в камуфляже. Обман настолько огромный, что скрыть его уже невозможно, в том числе от правоохранительных органов.
10 сентября конференция адвокатов Киева после перерыва продолжит работу. Сколько бы уверенности не излучали в упраздненной КДКА и пошатнувшемся Совете города, как бы не бодрились на пресс-конференциях, закон остается к ним достаточно суров. Потому что они его нарушили. Киевским адвокатам дано законное право выбрать из своего профессиального сообщества состав и руководство Квалификацинно-дисциплинарной комиссии согласно закону. В Киеве много адвокатов, респектабельных профессионалов и амбициозных молодых специалистов. Им дан картбланш, они могут сделать изменения, которые в Киеве тормозились в угоду интересам узкого круга людей . Реформа адвокатуры — это не столько изменения в закон, которые принимает парламент, сколько кадровое обновление, свежая кровь, люди с новым взглядом.