Сын Шухевича обвинил Польшу в колониальных амбициях
Признание польским сеймом "Волынской резни" геноцидом стало "обычным ударом в спину" Украине со стороны Варшавы, которая поддерживает свои колониальные амбиции и рассчитывает вернуть часть территорий, которые сейчас входят в состав Украины, считает сын руководителя ОУН-УПА Романа Шухевича Юрий Шухевич.
Отношения Польши и Украины ухудшились после того, как Сейм Польши в июле принял постановление о признании 11 июля Национальным днем памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами против жителей II Польской Республики в 1943–1945 годах. Решение польского Сейма вызвало резкую критику со стороны Украины, комитет Верховной Рады по иностранным делам заявил, что оно перечеркивает все конструктивные политические и дипломатические наработки между двумя странами.
"Это постколониальная манипуляция. Идея, направленная на очередное обезглавливание украинского народа, избавление его от руководства и ценностей, так, чтобы он снова стал безвольной безынициативной массой, которой можно навязать иностранные ценности и руководство. В этом смысле вы (Варшава — ред.) поступаете по отношению к Украине ровно так же, как Москва. Демонстрируете схожее с московским постколониальное и постимпериалистическое мышление, что открыто показал ваш сейм 22 июля. Вы думаете, я не знаю, что поляки скрывают в глубине сердца? Сантименты о Польше от моря до моря. Вильнюс — наш, Львов — наш", — заявил Шухевич в интервью изданию Gazeta Wyborcza.
По его словам, Варшава в течение многих лет не могла говорить об этом открыто, ожидая слабости Украины, а сейчас, "как обычно, воткнула нож в спину". "Товарищи моего отца из УПА часто рассказывали мне, что, когда они сражались с Советами или немцами, АК (Армия Крайова — ред.) только и ждала возможности, чтобы нанести им удар сзади", — подчеркнул он.
Классификацию "Волынской резни" как геноцида Шухевич назвал лицемерной, провокационной и шовинистической. По его словам, никто не упоминает о причинах конфликта на Волыни.
"Там (в документе — ред.) говорится о брутальной оккупации украинских этнических земель Второй польской республикой, о сжигании наших церквей или о том, что их у нас отбирали католики, о полицейских "успокоениях" деревень, депортациях, изгнаниях, о том, что само слово "украинец" было запрещено, а поляки ввели в оборот унижающий нас термин "русин"?", — заявил Шухевич.
По его словам, Волынь воспринималась поляками как источник дешевой, фактически рабской рабочей силы.
В 1943 году, по его словам, на Волыни шла партизанская война и антипольские выступления украинского народа, замученного колониальным гнетом со стороны поляков. Указанное в постановлении сейма число погибших — 100 тысяч поляков — Шухевич также считает лицемерным, поскольку, по его словам, Варшава подсчитала всех погибших в это время в регионе, в том числе во время войны и оккупации, и считает их жертвами "Волынской резни".