10:57 / 11.08.2016 Общество

Не "новые" лица Ирпеня

Подозреваемый в злоупотреблении с землей мэр Ирпеня вернулся в Украину. «Уже вернулся, был весь день на работе, провел совещание», — сообщили вчера в Ирпенском горсовете журналисту ЛІГА.net.

Уголовное производство против лидера партии «Нові обличчя» (а также, по совместительству, мэра Ирпеня) Владимира Карплюка за незаконный захват земли, похоже, не сулит его сподвижникам ничего хорошего.

Теперь тесный круг «первых лиц» Ирпеня, всего лишь год назад переживший ребрендинг под названием «Нові обличчя», будет вынужден искать себе новую вывеску.

Собственно, «Нові обличчя» и раньше особой новизной не поражали – несмотря на то, что партия позиционировала себя как «інструмент оновлення влади».

Сам Карплюк начинал карьеру как протеже регионала Петра Мельника – скандально известного ректора Налоговой академии. Лучший друг и кум Карплюка, мэр Бучи Анатолий Федорук еще в 2014 году красовался на бело-голубых календариках Партии регионов под лозунгом «Руїну подолано, стабільність досягнуто!».

Правда, после бегства Януковича Федорук моментально отказался от «стабільності». Кем ему придется стать после разразившегося земельного скандала – пока не ясно, но по сообщениям Генпрокуратуры, ему светят те же 12 лет, что и его куму.

Понятно, что говорить о каких-то идеологических предпочтениях здесь просто смешно. Если проследить биографии прочих «новых лиц», то окажется, что практически у каждого из них в анамнезе имеется тесное сотрудничество с целым набором политических партий – разной степени успешности. Так, например, зам Карплюка экс-регионал Дмитрий Христюк также был помощником «ударовца» Артура Палатного. Депутат-застройщик Игорь Вишняков – помощником «бютовца» Чудновского. А директор Ирпенского экономического колледжа Игорь Михайлов – помощником регионала Михаила Мироненко.

На Михайлове, кстати, следует остановиться подробнее, поскольку в отличие от «застроечной мафии», чьи подвиги СМИ описали уже едва ли не до последней косточки, он представляет собой ту часть «Нових облич», которая (хотя бы формально) кормится не из «земельных» источников.

Впрочем, экономический колледж – тоже неплохая кормушка. Ее, конечно, нельзя сравнить с таким царским куском, как «мельниковская» Налоговая академия или Национальный университет биоресурсов и природопользования (НУБиП), который прославился «раздачей» земли в Буче и структурным подразделением которого является Ирпенский экономический колледж. Но университеты с академиями не всем по карману, поэтому на недостаток учащихся колледж Михайлова не жалуется.

Зато жалуются сами учащиеся. В Интернете отзывы о Ирпенском экономическом колледже пестрят терминами «взятки», «поборы», «благотворительные взносы», «блат» и «крыша». Жалуются на засилие «своих» на бюджетных местах, обилие лже-сирот и лже-инвалидов из числа детей знакомых администрации, низкий уровень преподавания, а также постоянные требования «помочь материально» родному колледжу в целом и лично преподавателям в частности.

В 2010 году возмущенные студенты подняли скандал и дошли до самого Михайлова (который преподавательской работы не ведет, а занимается исключительно административной работой, поэтому учащиеся видят его нечасто). В итоге добились ребята только одного: вызова всех недовольных «на ковер» с угрозами отчисления или лишения красного диплома. Поход к вышестоящему начальству – тогдашнему главе Национального университета биоресурсов и природопользования Дмитрию Мельничуку (кстати, отцу нынешнего губернатора Киевщины) тоже ничего не дал. Со студентами Мельничук-старший встретиться отказался, а из секретариата сообщили, что никакой коррупции в университете и его подразделениях нет и быть не может.

Понятно, что коррупция в учебных заведениях – дело повсеместное и, увы, почти привычное. И при этом системное: не бывает так, чтобы отдельный преподаватель «брал» без ведома коллег, а главное, собственного начальства. Для этого начальство должно быть совсем уж слепоглухонемым, а подобных тяжелых инвалидов в нашей сфере образования не наблюдается. Тем более что риск уголовного преследования в этом случае фактически равен нулю: обычно студенты, дорожа будущим дипломом и уже вложенными деньгами, предпочитают покорно платить поборы и не «возникать». До открытого скандала дело доходит редко – и, как и в случае с «бунтом» в Ирпенском экономическом колледже 2010 году, обычно оканчивается ничем.

Если прибавить сюда традиционные махинации с госзакупками, поступление за взятки и бонусы от аренды-продажи учебных территорий (наследстенная «болезнь» НУБиП и всех его подразделений), станет ясно, что даже обычный колледж представляет собой не последнюю кормушку среди прочих «теплых мест» в Ирпене. Но чтобы сохранить эту кормушку за собой, нужно жить в ладу с власть предержащими.

Это Сергей Михайлов и пытался делать – по мере своих скромных сил. С 2007 по 2014 год он был помощником на добровольных началах депутата-регионала Михаила Мироненко (напоминаем, что большая часть студентов колледжа – уже совершеннолетние, и, соответственно, представляют собой особый интерес как избиратели). В 2010 году Михайлов и сам пытался баллотироваться в Ирпенский горсовет от местной ячейки Партии Регионов, но неудачно. После Революции Достоинства директор колледжа сменил тактику: стало ясно, что отныне с ПР далеко не уедешь, поэтому Михайлов вместе с прочими попутчиками регионалов «переехал» в карплюковские «Нові обличчя».

Уже от «Нових облич» наш герой снова сделал попытку баллотироваться в горсовет – и снова потерпел неудачу. Правда, можно было утешиться тем, что связи с однопартийцами никуда не делись, и в случае чего так тщательно охраняемая Михайловым кормушка в лице колледжа от него не убежит.

Но теперь в связи со скандалом имени Карплюка-Федорука партийная «крыша» трещит по швам. Красиво откреститься от лидеров у «облич» вряд ли получится, так что их ожидают трудный выбор: либо снова делать ребрендинг («Ще новіші обличчя»?), либо распылиться по другим партиям. Впрочем, к смене партийной вывески многим из них не привыкать: бизнес есть бизнес. И какая-то там идеология, как вы понимаете, здесь совсем ни при чем.

Олександр Радчевский, для «Резонанс»

 
ТЭГИ: