Украинцев ждет тотальная прослушка и негласная слежка
Теперь за нами будут следить практически все силовые органы. Причем они смогут читать нашу переписку, прослушивать телефонные разговоры и даже изучать историю наших просмотров в браузерах в Сети. Такой законопроект о правах силовиков вести оперативно-розыскные мероприятия уже появился в Раде. Юристы говорят: если закон примут, нужно будет тщательно фильтровать каждое слово в Сети и по телефону. А блогеры уверены, что уже сейчас тайны переписки не существует и в любой момент можно обнаружить распечатку собственных СМС в интернете. Об этом пишут "Вести".
Следят все
Законопроект "Об оперативно-розыскной деятельности" появился в профильном парламентском комитете. Он объединил семерых народных депутатов из разных фракций. Основной автор — нардеп от "Батькивщины" Андрей Кожемякин, бывший СБУшник, отслуживший при президенте Леониде Кучме в управлении "К" (по борьбе с коррупцией и оргпреступностью). К слову, в 2006 году тогдашний замгенпрокурора Виктор Шокин открыл против Кожемякина дело, обвинив его в незаконной прослушке журналиста. Но вскоре дело закрыли.
Депутаты уверяют: закон абсолютно безобидный. "Мы просто собрали в один документ разрозненные данные о розыскной деятельности. Сейчас оперативники пользуются в основном подзаконными актами, это закрытые инструкции. А наш закон не дает им возможностей заниматься самоуправством", — говорит один из соавторов Виктор Король из БПП. Правда, в проекте значительно расширяется список структур, которые могут вести прослушку. Например, Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) уже упрекали в том, что оно готовится вести негласную прослушку депутатов. Если законопроект примут, то у НАБУ такое право появится, как и у еще нескольких структур.
Юристы считают, что главная задача документа — узаконить право десяти различных спецслужб следить за предпринимателями, их партнерами и обычными людьми. Так, согласно законопроекту, Госбюро расследований будет следить за судьями, правоохранителями и чиновниками высшего звена. Пограничники — за контрабандистами и наркодилерами. Фискалы — за предпринимателями. НАБУ — за коррупционерами во власти. Полиция — за убийцами и бандитами. Тюремщики — за друзьями осужденных. Разведчики и военные — за диверсантами. Госохрана — за киллерами. А СБУшники — практически за всеми.
Никаких секретов по телефону
"Все идет к тому, чтобы силовики смогли получить право законно слушать каждого из нас, — полагает адвокат Иван Либерман. — Если закон примут, мы увидим массовую прослушку и негласную слежку. Дойдет до того, что у каждого украинца, который звонит товарищу, будет ощущение не личной беседы, а разговора в телестудии. Ведь кто знает, а может, ваш собеседник уже в разработке и по нему ведут негласные следственные действия".
По его словам, есть еще аспект с защитой данных, собранных в результате оперативной работы: "Через пару лет с них снимают гриф "секретно", и адвокаты могут ознакомиться с ними. А человеческий фактор исключать нельзя. Если адвокат или следователь повезет данные в суд, а флешку или ноутбук украдут, то потом стоит искать видео с собой на YouTube".
Но уже сейчас спецслужбы собирают информацию "про запас", считает юрист Клим Братковский: "Еще при Кучме отслеживали корреспонденцию нардепов, записывали телефонные звонки. Сейчас мало что изменилось. Только техника продвинулась вперед, а возможности силовиков отстают. Недавно они научились снимать данные, которые передают через "Скайп". И теперь активно этим пользуются: массово открывают и раскрывают дела по предоставлению онлайн-услуг эротического характера. Более защищенным считается мессенджер Telegram. Там код сложнее, и СБУ еще не научилась его взламывать".
О политике – только при встрече
Попасть под колпак можно не только по подозрению в совершении преступления. Спецслужбы активно отслеживают потенциальных сепаратистов.
"Если хочется говорить о политике, нужно аккуратно формулировать свои мысли — не как призыв к действию, а как собственное мнение", — советует Братковский. Большинство так и поступают. "Сейчас нет проблемы "слушать"человека. Поэтому блогерам ни о чем секретном по телефону говорить нельзя. Все, о чем я говорю по телефону или пишу в Сети, — общедоступная информация. Распечатка СМС и сообщений из соцсети стоит несколько сотен долларов у частного детектива. Поэтому когда поступает околополитический заказ, детали обсуждают только при личной встрече", — рассказал блогер Александр Барабошко.