15:40 / 24.05.2016 Общество

Что делать монументом Родина Мать, Аркой Дружбы народов и другими спорными памятниками

Три дня назад, 21 мая, в Киеве должен был окончательно завершиться процесс декоммунизации. НВ выясняло, почему столице не удалось уложиться в сроки, и все ли, что попадает под закон, нужно демонтировать

Согласно закону про декоммунизацию, демонтажу подлежат памятники коммунистическим деятелям, а также объекты, содержащие символику коммунистического и национал-социалистического тоталитарных режимов 1971-1991 годов. Кроме того, переименованию подлежат объекты топонимики – площади, улицы и другое.

Самым ярким примером борьбы с остатками коммунистического режима в Киеве, стал снос памятника Ленину на Бессарабской площади в декабре 2013-го. После закрыли и лик Ильича на станции метро Театральная. Вслед за вождем со своих постаментов пропадали, к примеру, комсомольцы 20-х годов в парке Нивки, коммунист Демьян Коротченко возле метро Берестейская, упал бюст коммуниста Андрея Иванова. С карты Киева исчезли улицы Артема, Фрунзе, Коллективизации, переулок Щербакова и ряд других объектов. На днях силами неизвестных были демонтированы памятники еще двум советским деятелям, Виталию Примакову и Василию Боженко. Но избавиться удалось не от всего.

Активисты валят памятник Ленину в Киеве, декабрь 2013

По данным Владимира Вятровича из Украинского института национальной памяти, сегодня в столице остается около 13 объектов советской эпохи. Из них 8 – это памятники Ленину, которые находятся на территории заводов. Речь, к примеру, о Киевском судоремонтном заводе на Набережно-Луговой, заводах Арсенал, Большевик, Киевском электровагоноремонтном заводе на улице Мазепы.

«Должно быть демонтировано и изображение Ленина на станции метро Театральная, которое сейчас просто закрыто. Думаю, это можно сделать – скорее всего, оно там установлено как декоративный элемент», - комментирует НВ Вятрович.

По словам городского главы Виталия Кличко, декоммунизация затянулась, потому что не все объекты можно легко и быстро демонтировать.

«Почти 150 улиц уже переименованы, осталось еще около десяти. В этом направлении работа продолжается. Что касается памятников, то некоторые из них очень сложно и дорого демонтировать, но процесс продолжается в соответствии с требованиями закона», - комментирует НВ Кличко.

У чиновников, как оказалось, немного ложные представления о том, что является произведением искусства

Мэр также добавляет, что в последнее время на теме декоммунизации по-киевски появилось очень много спекуляций.

По мнению Евгении Моляр, куратора проекта Soviet Mosaics in Ukraine от фонда Изоляция, тем, кто ищет виноватых в саботаже этого закона, стоит поискать среди авторов документа. Она говорит – он изначально провальный.

«Закон, как исключительно популистский жест, не предусматривает успешного выполнения. Поскольку не содержит четких критериев и определенных понятий, к примеру, таких как: "пропаганда символики", "публичное использование", "произведение искусства", и тому подобное. Нет инструментов и возможностей для его выполнения», - говорит Моляр.

Как пример она приводит советские мозаики – то, что и пытается сохранить с помощью своего проекта. Согласно ст. 4 закона о декоммунизации, мозаики не подпадают под его действие, поскольку являются произведениями искусства. Но и здесь есть свое но.

«У чиновников, как оказалось, немного ложные представления о том, что является произведением искусства. К примеру, в Киеве, на станции метро Дворец Украина фанерой закрыли мозаику авторства Степана Кириченко с изображением красноармейца. В Харькове недавно заштукатурили огромное панно Сергея Светлорусова на Институте сверхнизких температур. Все происходит бессистемно и хаотично, очень сложно отслеживать и предотвращать такие действия», - объясняет Моляр.

Убрать или оставить

Преградой для окончательной декоммунизации Киева являются и спорные скульптурные объекты – такие, на которых присутствует советская символика, но убрать ее нелегко. Один из них Родина Мать высотой в 102 м. В левой руке она держит щит, где изображен советский герб; серп и молот.

Фото: скриншот из видео. vimeo.com/109395884

«Этот герб нужно снять или закрыть. Но демонтировать его будет не так легко, ведь это монументальная фигура, где важны размеры, вес и все остальное», - рассказывает Вятрович.

Еще один спорный объект – Арка Дружбы народов. Под ней установлен 6-метровый монумент трудящихся – украинца и русского, совместно поднявших над головами ленту Дружбы народов. На постаменте надпись: «В ознаменование воссоединения Украины с Россией». Однако, по словам Вятровича, под действие закона она не попадает. Он говорит: у Украинского института национальной памяти даже есть идея, что можно было бы соорудить на месте арки.

Фото: uk.wikipedia.org

«Мы поддерживаем идею создания там мемориала погибшим воинам АТО. Даже готовы предложить именно там соорудить национальный пантеон памяти погибших во времена независимой уже Украины, и в составе этого пантеона может быть мемориал воинам АТО», - говорит Вятрович.

По мнению киевоведа Григория Мельничука, и Арку Дружбы народов, и Родину Мать стоит «перезагрузить», но решение должно приниматься на конкурсной основе. Он выделяет и другие спорные точки в Киеве. Например, памятник Николаю Щорсу на перекрестке улицы Симона Петлюры и бульвара Тараса Шевченко. Это конная статуя высотой 13,8 м.

Это 70 тонн гранита! И нужна спецтехника, чтобы его снять и перевезти. А на это необходимые бюджетные средства

«С одной стороны – очевидный персонаж советской мифологии, с другой – памятник интересен с точки зрения искусства, это один из немногих конных памятников в Киеве. Это для многих причина защиты его от демонтажа - и повод сделать хороший музей советских памятников», - объясняет Мельничук.

У Кличко добавляют: и Родина Мать, и памятник Щорсу – объекты Министерства культуры. Без его выводов заниматься демонтажем здесь нельзя. Правильно будет ожидать, пока эти объекты передадут городу.

Неподалеку от метро Лыбедская до сих пор стоит на своем постаменте и памятник чекистам – людям, которые боролись с «контрреволюцией» и расстреливали тех, кто смел засомневаться в советской власти. Во времена независимой Украины на этот монумент нападали трижды: в 2009-м отбили кепку и нос на одном из лиц, в 2013-м написали на постаменте Кати України, а 28 апреля этого года скульптуру пытались снести представители Комитета освобождения политзаключенных, лидером которой является Николай Кохановский.

Попытка снести памятник чекистам. Фото: Roman Romaniuk via Facebook

Столичные власти же до сих пор не снесли этот монумент потому, что на это нету финансов, говорит, в свою очередь, городской глава.

«Это 70 тонн гранита! И нужна спецтехника, чтобы его снять и перевезти. А на это необходимые бюджетные средства. И с этой проблемой мы тоже сейчас разбираемся», - комментирует Кличко.

Куда девать вождей

Еще один важный вопрос – что делать со снесенными скульптурами потом. После того, как в Украине начался массовый «ленинопад», общественники и представители властей начали обсуждать возможность создания специального музея под открытым небом.

Предполагалось, что демонтированные монументы вывезут, к примеру, на территорию Национального экспоцентра Украины, более известного как ВДНХ. После этого называлось еще несколько мест – фигурировал и Музей национального быта Пирогово, и Музей авиации, и участок в 50 га на улице Оросительной в Днепровском районе, территория вокруг той же Родины Матери, участок по улице Бережанской в Оболонском районе. Но окончательное место все еще не выбрали.


Памятник Щорсу. Фото: uk.wikipedia.org

«Сегодня мы ведем предварительные переговоры с некоторыми учреждениями, где есть площадки, на которых можно было бы разместить музей тоталитаризма. Но окончательное решение о том, где именно он будет находиться, должен принять Киевсовет», - объясняет Кличко.

В Киевсовете же говорят, что окончательного решения пока нет.
«Мы рассматриваем такие варианты как Пирогово, Парк Партизанской Славы, Малый Ботанический сад, Парк Нивки, а также ВДНХ. В экспертной среде считают, что оптимальным местом для Музея тоталитаризма является Экспоцентр Украины, он же – ВДНХ. Впрочем, пока конкретных договоренностей с руководством Экспоцентра, который сегодня на балансе Государственного управления по делам, нету», - комментирует заместитель городского главы-секретарь Киевсовета Владимир Прокопив.
По его словам, Институт национальной памяти совместно со специалистами, в частности, с арт-менеджером и общественным деятелем Владимиром Кадыгробом сейчас разрабатывают концепцию будущего музея. Если их видение музея не будет идти вразрез с недавно разработанной концепцией развития самого ВДНХ, музей тоталитаризма будет создан именно там. Как говорят в Киевсовете, по статусу музей, скорее всего, будет коммунальным предприятием.

«Я думаю, музей был бы важной туристической достопримечательностью города. Такого рода парки есть, например, в Будапеште, возле Вильнюса, и люди туда ходят, это вполне популярные объекты», - считает, в свою очередь, Вятрович.

Такого же мнения и Мельничук. Музеи советского искусства – распространенная практика, и при правильной подаче это может быть популярным объектом, говорит он. Но здесь важно соблюдать тонкую грань, чтобы подобные музеи остались лишь способом напомнить о тех страницах нашей истории, но не превратились места популяризации коммунистической идеологии.

В то же время, по мнению Моляр, в этом вопросе изначально нарушена причинно-следственная связь. Вначале, говорит она, нужно было подумать и создать музей, а уже потом – подписывать приказы о демонтаже и переносить скульптуры в этот самый музей.

«А так, получается, что надо где-то эти объекты хранить до тех пор, пока создадут музей. Кто-то должен отвечать за них», - добавляет Моляр.

На данный момент символы красной эпохи вывозят на территорию аэропорта Киев в Жуляны – там их временно разместят на одной из открытых площадок.