В первый день мая большинство наших соотечественников отправляются не на работу, а на природу – праздновать день солидарности трудящихся. Интересно, что на просторах бывшего «соцлагеря», да и во многих странах Европы, в этот день не работают уже больше столетия – с 1890 года. И, будем надеяться, эта традиция продержится еще пару-тройку веков.
Спасибо чикагским товарищам!
Представители молодого поколения, не обремененные знаниями об истории Коммунистической партии Советского Союза, наверное, будут удивлены тем фактом, что за «лишний» выходной в самом начале мая нам следует благодарить американских товарищей. Но, тем не менее – это так, история этой даты тесно связана с событиями, произошедшими в Чикаго в 1886 году.
В этот день - 1 мая 1886 года - рабочие Чикаго впервые массово не вышли на заводы и фабрики. Они объявили забастовку – с требованием сократить рабочий день с 15 до 8 часов. Естественно, подобное требование возмутило промышленников и они попытались при помощи полиции разогнать демонстрантов. В итоге противостояния почти 10 рабочих были убиты, 50 – ранены, а несколько сотен рабочих – арестованы. Но, тем не менее, цель бастующих была достигнута: рабочий день был сокращен до 8 часов.
Инициативу американцев подхватили рабочие стран Европы – по вполне понятным причинам им тоже хотелось сократить свой рабочий день и поднять уровень оплаты труда. И так как профсоюзное движение в те годы было довольно влиятельно и организовано, то волна первомайских стачек и демонстраций прокатилась по всей Европе. А уже июле 1889 года I Конгресс 2-го Интернационала вынес решение считать 1 мая «Днем международной борьбы за 8-часовой рабочий день» и «Днем международной солидарности трудящихся всех стран».
Быть может, если бы забастовка чикагских рабочих состоялась в другом месяце – например, в декабре или феврале – традиция праздновать «солидарность» и не прижилась бы. Но, факт остается фактом - это произошло именно в первый день мая. И хотя сегодня уже мало кто помнит о несчастных чикагских рабочих, да и о самом 2 Интернационале почти ничего не осталось в памяти новых поколений, традиция не ходить на работу, сохранилась.
А может, все дело в ведьмах?
Хотя с конца позапрошлого века Первомай считается днем солидарности трудящихся, отмечать этот день начали гораздо раньше – с VIIІ века нашей эры. Правда, тогда он был солидарностью не трудящихся, а нечистой силы. Именно в ночь с 30 апреля на 1 мая ведьмы всех стран отмечают Вальпугиеву ночь и справляют свой главный шабаш.
Германские ведьмы седлали свои метелки и отправлялись на гору Броккен. Нечисть из других стран – те, которые по каким-либо причинам не могли отправиться на всеобщий «слет», отправлялись на ближайшую лысую гору– пировать, танцевать и обмениваться новыми методиками насылания порчи на людей и скот…
Понятное дело, что люди не могли безучастно наблюдать за проделками нечистой силы - и всеми силами старались подпортить ведьмам их праздник. Достигалось это просто: всю ночь жглись костры, звенели церковные колокола, селяне горланили песни – словом, не скучно было всем.
Интересно, что и сейчас во многих странах Центральной и северной Европе люди с удовольствием отмечают Вальпургиеву ночь. А наутро – добрым словом вспоминают чикагских рабочих, благодаря которым утром 1 мая можно с чувством глубокого удовлетворения остаться дома.
Во Львове Первомай станет «Днем батяра»
В нынешнем году 1 мая во Львове будут праздновать ни как День солидарности всех трудящихся, а День батяра. Другими словами - День повесы, шельмеца, авантюриста и гуляки. Ведь все эти эпитеты – синоним венгерского слова «betyar». И именно так называли себя в прошлом веке молодые львовяне, знающие толк в жизни, женщинах и выпивке…
Львовский батяр – не преступник, пишет «Западная информационная корпорация» . Он смельчак, чья энергия и жизненная сила подталкивала его на разные выходки, рискованные шутки, драки и бурные любовные романы. Большинство львовских батяров были жителями предместий, сыновьями ремесленников, крупьяров, резчиков. Они собирались в кабаках и вокруг так называемых «садиков» – небольших заведений для непритязательных народных забав, которые открывали преимущественно владельцы местных пивоварен.