К солдатскому котлу подкрадываются вчерашние подследственные
Чем доставать из нафталина «Военторгсервис», лучше стряхнуть пыль с заведенных на его руководителей уголовных дел.
«Питание оказалось самым сложным вопросом - даже не закупка вооружений, не ремонты, не «вещевка», - говорит сегодня, на втором году война на Донбассе, руководитель Департамента госзакупок и поставки материальных ресурсов Минобороны Нелли Стельмах. «Проблема в том, что нужно вывести другую, совершенно новую систему питания», - вторит ей активист «Волонтерского десанта» МО Диана Петреня.
Легко сказать «вывести другую систему». А как, если стоимость базовой суточной корзины продуктов для военного составляет 17,62 грн.? Это норма установлена 7 лет назад (сколько тогда стоил доллар?), а процесс увеличения цифры хотя бы до 30,80 грн. тянется с прошлого года – Министерство финансов отказывает. На этом фоне усиливается противостояние между министерствами обороны и финансов. Минобороны, учитывая новые коммунальные тарифы и цены на топливо, предлагает Минфину увеличить цифру до 58 грн. за счет резервного фонда госбюджета - Минфин снова отказывает.
Пока тянется спор между ведомствами, мы имеем, например, такие отзывы об армейском питании: «Мерзавцы, которые поставили в армию эту, с позволения сказать, картошку, рассчитывали, что волонтеры бросят клич: «Наши мальчики голодают! Давайте их накормим!»??? И все будет хорошо???» – пишет в соцсетях активист и волонтер Алексей Сихарулидзе из Краматорска. И резюмирует: «Эта армия может быть реформирована только при помощи расстрелов».
Ну, расстрелы – не наш метод. Вот, министр обороны Степан Полторак уволил начальника Центра обеспечения структурных подразделений Минобороны и Генштаба и отдал приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности 9 руководителей департаментов МО и 5 руководителей департаментов ГШ. Среди основных проблем на сегодня министр отметил несвоевременное оформление документов, проблемы в вещевом и продовольственном обеспечении армии.
Но базовая суточная цена питания солдата от этого не изменилась. Она создает проблемы тем компаниям, которые кормят армию сегодня, потому что за такие деньги на местах возникают и будут возникать проблемы, как с той же гнилой картошкой, а волонтеры будут ратовать за суд Линча. И никому (в МО в том числе) не приходит на ум поблагодарить кормильцев, которые за гроши «выкручивают» солдатскую норму довольствия, доставляют продукты на передовую под огнем. Волонтеры скрупулезно считают каждую копейку. И напоминают, что за выделяемое бюджетом необходимо еще и ремонтировать столовые. А как прикажете отремонтировать здание 1894 года постройки? Туда можно бухнуть миллионы, а крыша все равно потечет после первого дождя, ибо необратимые разрушения конструкции, которую давно сносить надо.
Зато этот тупик дает определенные рычаги влияния на общественное мнение компаниям (а также стоящим за ними офицерам, генералам и коммерсантам), которые раньше орудовали на рынке питания военных, но потом по тем или иным причинам были с него удалены. Что могут рвущиеся на, казалось бы, исключительно проблемный рынок? Во-первых, максимально спекулировать на низком качестве оказываемых услуг действующих конкурентов. Естественно, за такие деньги они тоже вряд ли бы смогли показать лучший результат. А они к этому и не стремятся.
Например, 16-17 марта с.г. должен был состояться открытый тендер на услуги по питанию военнослужащих, но он был заблокирован Антимонопольным комитетом и Минобороны продлили контракты с прежними кормильцами бойцов. Почему? А не было из кого выбирать. «На один лот пришел еще «Военторг» - на Житомирскую область, но он проиграл по цене, а больше никто не пришел, если не считать «технических фирм», - объясняет Диана Петреня. «Военторгу», а, точнее, концерну «Военторгсервис», конечно, как потенциальному конкуренту, выгодны нынешние скандалы, связанные с армейским питанием. Но работать на этом рынке при нынешней ценовой политике он не может и не хочет, поскольку пришел на конкурс с более дорогостоящим предложением. Но ведь может так сложиться, что Минфин поднимет нормы армейского питания, следовательно, - увеличится выделяемый бюджет. Но чтобы быть готовым впрыгнуть на освободившуюся платформу, работать на ее освобождение нужно уже сейчас.
Поэтому главное замечание сегодня к действующим кормильцам подводит к одному выводу – надо заводить «Военторгсервис». Кстати, журналисты давно подметили военторговское лобби в лице замминистра обороны Юрия Гусева. Но чиновнику хорошо решать, с кем ему по пути а в ком он лично не нуждается. Ну, развязали «Военторгсервису» руки в части торговли в закрытых гарнизонах алкоголем и сигаретами по цене, в пять раз превышающую «за забором» - кому от этого лучше? Наверное, кому-то лучше, раз на эти факты закрывает глаза налоговая прокуратура и прочие надзорные инстанции.
«Военторгсервису» приглянулись некоторые объекты, и уже, например, в Одессе «возрождает» этого банкрота бывший заместитель командующего Южного оперативного командования по логистике – начальник логистики генерал-майор Сергей Король, - раскопали свежую информацию журналисты. - А сын, полковник Евгений Король, командует сейчас Объединенным центром обеспечения Южного региона, так что необходимая поддержка имеется». Кстати, в Одесском регионе нашлись бюджетные деньги на ремонт столовых – этим активно занимается начальник территориального квартирно-эксплуатационного отдела Одесского гарнизона Кравец. И генерал Король вместе с подчиненными, далекими от харчевания военных, объезжает территорию, присматривая наиболее крепкие объекты. Чтобы «заведенному» туда «Военторгсервиса» волонтеры не шпыняли прохудившимися крышами и прибыль от бизнеса была максимальной?
Кстати, еще вопрос: это концерн стоит за «Волонтерским десантом», или «десант» за ним, созданным в 2005-м и с тех пор обросшим исключительно коррупционными скандалами? По данным КРУ, на протяжении 2006-2008 гг. концерн провел отчуждение недвижимого имущества на сумму 19,85 млн. грн., а в течение января 2009 года – на 13 млн. грн. В 2013-м военная прокуратура возбудила уголовное дело по факту воровства госимущества на сумму свыше 28 млн. грн. Сегодня по «Военторгсервису» зафиксировано 104 дела, подразделение - «Белоцерковский военторг» - остался должен бюджету 42 млн. грн.
Много лет армии навязывает дискуссия о необходимости существования в ее организме этого образования. Много раз вердикт был один: эта искусственная надстройка, изначально настроенная на коррупцию, нецелесообразна. Но все равно появляются люди, заинтересованные в сборе «сливок» с бюджетного куска. Раньше хоть спрашивали командиров – как лучше наладить снабжение, сегодня пытаются все решить «сверху».
А ведь сразу после Революции достоинства украденное кое-где начало возвращаться. Так, год назад суд вернул в собственность Минобороны недвижимость концерна на 1,4 млн. грн., которое в свое время «выбыло из собственности государства в пользу гражданина без соответствующего разрешения». Но уже сегодня руководителю концерна генерал-майору запаса Анатолию Здору (бывшему главе Центрального управления вещевого обеспечения тыла) и начальнику управления общепита «Военторгсервиса» полковнику запаса Владимиру Рудькову (бывшему начальнику Центрального управления продовольственного обеспечения тыла) никто не мешает вынашивать наполеоновские планы насчет питания военных. То под видом «эксперимента» - с 1 августа с.г. улучшить питание военнослужащих силами «Военторгсервиса», То благодаря «агентуре» концерна на местах типа отца и сына Королей. Рудьков, тот вообще назначен главным «решалой» в вопросах питания, хотя архивы не горят.
В октябре 2010-го Управление по борьбе с организованной преступностью Киевской области возбудило дело в отношении директора «Белоцерковского военторга» Людмилы Рябич, подозревая ее в переводе госсредств на счета конвертационных центров в сумме 30 млн. гривен. А вообще проверками были установлены нарушения на астрономические суммы: задолженность по зарплатам сотрудников «Белоцерковского военторга» в размере более 1,6 млн. гривен, задолженность перед Пенсионным фондом зашкаливала за миллион, и это на фоне, что с января 2009-го по сентябрь 2010-го «Белоцерковский военторг» получил от Министерства обороны финансирование на общую сумму более 200 млн. гривен (!) без каких-либо тендерных процедур. Кроме фактов хищения бюджетных средств, следствием также рассматривались закупки ГСМ по завышенной цене, нанесшие казне убыток почти в полмиллиона гривен, случаи массовых отравлений военнослужащих, которых кормило предприятие Рябич и т.д. Людмилу Васильевну даже содержали в СИЗО.
Следствие шло к своему логическому завершению, в апреле 2011-го Шевченковский суд столицы дал «добро» следственному управлению ГУ МВД Украины в Киевской области на проведение обыска на квартире Рябич в Белой Церкви. Но, как писала тогда пресса, «по информации источников в ГУВД, Людмила Рябич пыталась закрыть возбужденное против нее дело, передав представителю службы БЭП 500 тысяч долларов, который якобы пообещал решить этот вопрос в УБОП. Связями в правоохранительных органах Рябич планировала свести расследование на нет и в сжатые сроки оказаться на свободе».
Правда это, иль нет – сегодня уже не выяснить. Зато фактом остается то, что уже 1 июня 2011-го Рябич писала письмо тогдашнему министру обороны Михаилу Ежелю с требованием восстановить ее в должности руководителя «Белоцерковского военторга», прилагая справки об ее полном оправдании. А теперь, вы не поверите, хочет вернуться к той же кормушке. И хотя официально утверждается, что у Государственного предприятия Минобороны «Белоцерковский военный торг», основным видом деятельности является «розничная торговля в неспециализированных магазинах с преимуществом продовольственного ассортимента» http://b2btoday.com.ua/id/3838042, если начальники Людмилы Васильевны Здор и Рудьков провернут свою «схему», вчерашние банкроты и подследственные снова будут кормить солдат.
Причем, заметьте, возвращаясь к началу разговора, они начнут не раньше, чем Минобороны выбьет у Минфина согласие на увеличение в три раза финансирования питания армии. А, получил в три раза бОльший бюджет, сразу показать «покращення» сможет любой. Или может быть другой вариант, когда бюджеты урежут у традиционных поставщиков, тем самым сделав из них парий пред лицом «Волонтерского десанта», а из «Военторгсервиса» - спасителя Отечества.
И коль дельцы концерна примутся за старое, кого волонтеры будут рекомендовать расстрелять – самих себя?
Анастасия Волошко