Коррупционные «качели» вступительной кампании-2009
Кто, как и сколько заработал на нынешней вступительной кампании в высшие учебные заведения
«Багнет» уже писал в июле о том, как происходила процедура сдачи документов в столичных вузах, и кому могла быть выгодна сутолока в приемных комиссиях. К сентябрю украинские вузы после вступительной кампании, как корабли после боя, заделывают пробоины. Попутно извлекают уроки, делают выводы и готовятся к новым испытаниям. А испытания в этом вступительном сезоне были непростые.
Как писал «Багнет», в Министерстве образования и науки Украины признают, что в этом году не обошлось без проблем при вступлении абитуриентов. Полный переход на прием по сертификатам привел к массовой подаче заявлений в неограниченное количество вузов. Был установлен даже «рекорд» – один абитуриент подал документы сразу в 61 вуз. В связи с этим возник ажиотажный наплыв абитуриентов в приемные комиссии в первые дни приема документов.
«Больной темой» остались льготные категории поступающих, из-за большого количества которых был невероятный наплыв на популярные специальности. К примеру, по результатам общественного наблюдения, на 50 бюджетных мест по специальности «международные отношения» в Киевском национальном университете им. Шевченко претендовали 35 льготников и 17 участников олимпиад.
Как сообщили «Багнету» в МОН в первой половине августа, «на финансирование по бюджетной программе «Совершение внешнего оценивания и мониторинг качества образования» на деятельность Украинского центра независимого внешнего тестирования качества образования и его региональных отделений предусмотрено 80 177 800 грн. Финансирование упомянутого учреждения совершается согласно с утвержденными Законом бюджетными назначениями в полном объеме согласно с помесячными планами».
Однако подробно отвечать на вопрос о том, сколько денег выделили и израсходовали конкретно на вступительную кампанию, в МОН почему-то не захотели: «Относительно других вопросов, они решаются учебными заведениями самостоятельно».
Статистические же итоги вступительной кампании нынешнего года подведут в середине сентября. По прогнозам, студентами украинских вузов станут почти 600 тыс. выпускников. «Реально по результатам внешнего независимого оценивания мы имеем 400 тысяч поступающих. К этой цифре следует добавить еще 150-160 тысяч выпускников техникумов», - говорят в МОН.
Как бы там ни было, уже сейчас можно подвести первые итоги касательно того, кто и сколько смог заработать на жажде к получению знаний. Знаете, это как у водопроводчиков есть такая жесткая привычка – проверять трубы под высоким давлением. После этого трубы рвутся, и в некоторых городах надолго пропадает водоснабжение. Система высшего образования в этом году также прошла подобную проверку. И порвалось во многих местах. Прежде всего – были нарушены отлаженные десятилетиями схемы циркулирования немалых финансовых потоков, которые составляли привычную и немалую статью заработка людей, включенных в систему снабжения населения услугами высшего образования. Кто же и как мог заработать в этом году на тяге людей к дипломам, а то и к знаниям, а кто оказался за бортом?
Репетиторы – в плюсах
Однозначно не прогадали репетиторы, на участке которых обошлось без «аварий». И все, что должно было влиться в репетиторский коллектор, благополучно влилось. У репетиторов беспробойная позиция – если абитуриент совсем ничего не знает и не сдаст тесты хотя бы на государственный минимум в 124 балла за предмет, помочь ему будет практически невозможно. Поэтому чадолюбивые родители еще за год, а то и за два до вступления своих детей нанимали репетиторов по «вступительным» дисциплинам.
Диапазон цен на услуги репетиров в этом году в Киеве весьма разнился в зависимости от уровня преподавателя и бестолковости ученика. Школьные учителя брали со своих подопечных, например, по 40-50 гривен за 1 час занятий. Университетские же «преподы», торгующие брендом своего вуза, не стеснялись ломить и по 30-50 долларов за 45 минут.
В итоге, среднестатистический родитель за подготовку своего не блещущего талантами отпрыска по трем предметам тестирования выложил в 2008-2009 учебном году примерно по $5 тыс. То есть преподаватель, например, математики или украинского языка, за учебный год зарабатывал на будущем абитуриенте по $1,5-2 тыс.
В принципе, физически преподаватель успевал научить 10-15 человек. Поэтому преподавательская зарплата по основному месту работы, для толковых репетиров в Киеве давно уже перестала быть бюджетообразующей статьей доходов. Кстати, за $5 тыс. в этом году вполне можно было сдать бестолковое чадо в не самый плохой столичный университет на контрактную форму обучения. При условии получения все тех же 124 заветных тестовых баллов.
Медали – дали. Но зря
В нынешнем году многие родители зря заплатили руководству школ за отличные аттестаты и золотые медали детей. Этот козырь прошлогодней кампании вредное Министерство образования отменило буквально после получения школярами аттестатов. И медалисты, как настоящие и заслужившие это звание трудом, так и «липовые», не смогли воспользоваться своим преимуществом. О чем школьные начальники сразу начали кричать как о подрыве всей системы мотивации школьников к получению знаний. Доля истины в этом, наверное, есть.
Не получили ожидаемых преимуществ и выпускники подготовительных отделений при вузах. Им тоже не засчиталось это преимущество. Но в этой ситуации мудрые головы в Минобразования сначала дождались, пока родители уплатят за подготовительный курс, а потом уже отменили эту льготу. За учебу на ПО в столичных вузах родители платили по 1,5-3 тыс. грн. за год. Вроде мелочь, а кому-то в вузе приятно.
Сертификатный Клондайк ждет своих старателей
Но все эти точки напряженности – мелочи по сравнению с фишкой нынешнего сезона: борьбой за получение высоких результатов по итогам тестирования. Мы не говорим о тех детях, кто реально учился и заработал свои тестовые баллы честным трудом или хотя бы с помощью накачки необходимыми знаниями со стороны репетиторов. Речь о том, что в нынешнем году центр коррупции явно сместился с вузовских приемных комиссий в сертификатные центры.
«Багнет» не собирается обвинять во взяточничестве конкретных чиновников. По крайней мере, пока. Для этого в Украине есть компетентные органы. Но, как говорится, с точки зрения схемы, именно в структурах центров оценивания качества знаний возникла область низкого давления. И туда по законам коррупционной физики просто не могли не пойти деньги заботливых родителей. Оценочно – в некоторых регионах за получение сертификата с высокими баллами родители якобы были готовы заплатить от $3 тыс. до $8 тыс. в зависимости от итоговых оценок. Другое дело, что нечистые на руку специалисты центров также были вынуждены обходить многочисленные точки контроля в самой схеме. Видимо, отсюда и немалые цены. За риск, так сказать.
Мимо кассы
Больше всего «пролетели» в нынешнем коррупционно-вступительном году «решатели вопросов» в приемных комиссиях вузов. Если раньше вузовское начальство существенно влияло на процесс отбора в вуз «нужных» абитуриентов через систему оценок за вступительные экзамены, то в нынешнем году в большинстве вузов работа приемных комиссий была сведена к чисто технической учетной функции. И если у абитуриента были низкие баллы, то давать взятки вузовским людям реально было не за что.
Даже в Минобразования отрапортовали, что в этом году не поступило ни одного сигнала о случаях взяточничества во время вступительной кампании.
Растерянность же привыкших к летним финансовым бонусам вузовских менеджеров приобретала черты истерии. В неофициальных беседах некоторые вузовские начальники растерянно жаловались, что не знают, за какие средства им ехать в отпуск и что придется отложить намеченные на лето покупки до лучших времен. Видимо, к следующему году вузовское лобби придумает какой-то барьер, чтобы вернуть хотя бы часть финансовых потоков в привычное русло.
Впрочем, известны и анекдотические случаи, когда находчивые «решалы», воспользовавшиеся суеверием и неграмотностью родителей, привыкших совать деньги в вузы, все-таки заработали на абитуриентах. Причем, не прикладывая вообще никакого труда! Например, ходили слухи о том, как один столичный папа, привыкший решать все вопросы через «хабар», и не опускающийся до того, чтобы вникнуть в правила приема в вуз, заплатил $8 тыс. вузовскому «решале» за поступление своего чада на бюджет. Чадо все-таки поступило. А находчивый решала просто-напросто не делал НИЧЕГО: ведь у дитяти богатенького папочки были действительно неплохие баллы по сертификатам, и оно преспокойно проходило бы на бюджет и бесплатно.
Но отец не мог позволить своему ребенку поступать просто так. Вот и заплатил аферисту. Притом, что контрактное обучение в этом же вузе стоило дешевле, чем отданная взятка. К тому же за контракт можно платить на протяжении нескольких лет, а взятку приходится отдавать единовременно.
Вступительные «качели»
Но все вышесказанное относится лишь к частным проявлениям финансового «прорыва». Вузы оказались не готовы и к тому, что в этом году у абитуриентов появилась возможность сдать свои документы в любое количество вузов. Если каждый из примерно 400 тысяч абитуриентов сдал хотя бы по 10 заявок, то в вузы поступило 4 миллиона комплектов документов. Причем в нынешнем году практически все престижные столичные вузы на бюджетные места получили полный комплект льготников: детей шахтеров, детей гор, инвалидов и пр.
Доходило до того, что школьники с абсолютным результатом в 600 баллов из 600 возможных не могли поступить в избранный вуз, так как все бюджетные места уже оказались заняты льготниками, совершенно не блещущими знаниями.
В большинстве серьезных вузов получилась следующая картинка: 30 июля, после завершения приема документов, в списках рекомендованных на «бюджет» оказались лишь льготники и немногочисленные абитуриенты с высокими баллами. А основная масса крепких середняков были рекомендованы лишь на контракт.
И в этом «узком» горле находчивые вузовские руководители попытались хотя бы частично наполнить кассу заведения (о своих карманах можно подумать и после). Вузовское начальство сыграло на элементарном страхе родителей за то, что для их чада в этой ситуации вообще не хватит места даже на контракт.
Ведь что делать абитуриенту, который вроде бы и неплохо учился, но не дотянул по баллам до заветного бюджета? Представители вступительных комиссий ненавязчиво советовали, что в случае, если финансы позволяют, надо немедленно сдавать оригиналы документов на контракт. Многие так и сделали, не дожидаясь, пока списочные «качели», устроенные вузами, потеряют инерцию.
Таким образом, примерно к вечеру 4 августа, когда истекал отведенный нормативами пятидневный срок приема вузами оригиналов документов, картина выглядела следующим образом: у вузов уже оказались более-менее укомплектованы контрактные места, но вдруг начали появляться вакантные места на бюджет. Абитуриенты с высоким баллом стали делать свой выбор, освобождая занятые клетки в «бюджете». Ведь студент имеет право учиться на бюджете лишь в одном месте. Каково же было огорчение родителей, когда они узнавали, что их ребенок мог бы по баллам совершенно спокойно пройти на бюджет по дополнительным спискам, но он уже не может этого сделать, так как сдал оригиналы на контракт и элементарно не успевает их забрать и привезти в другой вуз.
А те, кто с более низкими балами стоял за ними в очереди и вообще никуда не проходил, получили приглашение поступить на бюджет. Поэтому, как шутят вузовские преподаватели, в престижных университетах Киева на бюджете в этом году будут учиться в основном инвалиды, немного отличников и тихие троечники. А нормальные абитуриенты-хорошисты, вернее, их родители, вынуждены будут платить за контракт. Родилась даже крылатая фраза – «На бюджет в 2009 году поступили люди с крепкими нервами».
Морализировать на тему порядочности вузовских менеджеров, устроивших такие «качели», бессмысленно. Представителями системы высшего образования двигал элементарный инстинкт самосохранения. Ведь в нынешнем году количество абитуриентов, наверное, реально меньше мест в вузах. И, чтобы хотя бы частично удержать планку своего финансового благополучия, вузы и пошли на этот, скажем так, не совсем этичный шаг в отношении тех абитуриентов, кто по баллам чуть-чуть не добирал до бюджета в первоначальном варианте списков.
Что уже говорить о коммерческих вузах, у которых вообще изначально был недобор «живой силы». Видимо, к следующему году государственные высшие учебные заведения усовершенствуют свои коррупционные схемы, и правоохранительным органам не придется скучать.
Впрочем, что касается официальной оплаты услуг для получения образования, то уже в этом году Кабмин взялся за регулирование этого вопроса. Как писал «Багнет», 12 августа на заседании Кабмина было принято постановление «Про совершенствование механизма регулирования платы за услуги в сфере образования».
Постановление разработало Министерство экономики Украины, установив, что в 2009/2010 учебных годах повышение платы за предоставление платных услуг в системе образования не может превышать официально обозначенный уровень инфляции за предыдущий календарный год.
Оказывается, по результатам проверок, Госценинспекция Минэкономики зафиксировала «значительное отклонение уровней платы за обучение в вузах (от 1,7 тыс. грн до 10,2 тыс. грн)», что «не может объясняться разницей в учебном процессе, а свидетельствует о недостаточной экономической обоснованности такой платы».
В министерстве подсчитали, что отсутствие прозрачного механизма регулирования цен на образовательные услуги приводит к тому, что студенты-контрактники переплачивают за учебу до 40% на дневных отделениях и до 200% на заочных!
В частности, в плату за обучение контрактникам беспричинно включали расходы на капремонт в полном объеме (вместо частичного объема – в плане сноса построек), расходы на приобретение земли, выплату стипендий и т.д.