Волонтеры теперь знают, как воруют в Минобороны
Начальники вещевых служб всегда заказывают на 20 % больше комплектов формы, чем необходимо.
Почти полгода бывшие волонтеры работают чиновниками в Минобороны. Там они узнали, как трудно одевать и обувать солдат и как безупречно воруют государственные деньги чиновники в погонах.
Кременчугский волонтер Богдан Ковалев рассказывает, что он получал для Минобороны канадскую гуманитарную помощь: три тысячи комплектов формы и столько же пар обуви. Совместно с североамериканским волонтером он проследил, чтобы помощь дошла до передовой и не была разворована, пишет Новое время.
Канада осталась довольна, и решила передать Украине груз, в десять раз превышающий первый: 30 тыс. комплектов формы и 70 тыс. пар обуви. “Хорошо”, - подумал Ковалев. Так же подумали и другие люди, о которых чиновник-волонтер тогда еще не знал. Но узнал очень скоро.
Так, канадская гуманитарка прибыла в Одесский порт, и начались приключения. На лакомом грузе пытались заработать все. Например, одна из транспортных компаний хотела получить с МО 380 тыс. грн за его транспортировку на расстояние 9 км.
Волонтеры договорились с другой фирмой, которая согласилась на 70 тыс. грн. Как только стороны ударили по рукам, оформление груза пошло черепашьими темпами. Тогда волонтеры заблокировали машинами выезд из порта. “Полчаса такой блокировки привели к тому, что нам пошли навстречу и оформили документы”, - объясняет Ковалев.
Юрий Бирюков вспоминает массу стандартных как для Минобороны ситуаций, когда госденьги с легкостью уходят налево. Так, начальники вещевых служб всегда заказывают на 20 % больше комплектов формы, чем необходимо. Например, при необходимых 1 тыс. комплектов просят 1,2 тыс. Объяснение логичное - чтобы обеспечить потребности разновеликих солдат. При этом части военнослужащих стабильно не хватает нужных размеров.
“А 200 комплектов растворяются. Их никогда не передают обратно на склад. На этом теряет государство, а кто то наживается”, - рассказывает советник президента.
А вот Татьяна Доманова, волонтер и сотрудник МО, в декабре раскрыла другую схему. Тогда одно из подразделений стало требовать от министерства строительные краны. Соответствующее управление министерства тут же подало заявку и даже прописало, у какой фирмы их нужно закупать.
Стоимость всей партии из менее чем десятка агрегатов - 22 млн грн. Волонтерский десант с подачи узнавшей об этой сделке Домановой заказал экспертизу чудо-кранов, заплатив за нее из средств, собранных у добровольных жертвователей.
Оказалось, что товар был не 2014 года производства, как значилось в документах фирмы-продавца, и стоила вся партия не 22 млн грн, а всего лишь 6-7 млн грн. В итоге сделку заблокировали, и Доманова, получающая в месяц 1,7 тыс. грн, спасла государству сумму, эквивалентную 9.500 своих зарплат.
Нелли Стельмах признается, что ощущает давление со всех сторон: ей периодически угрожают уголовным преследованием и пугают сильными мира сего. “Допустим, фирма проиграла [тендер]. Вместо того чтобы признать свою ошибку, она идет к народному депутату, и мне устраивают вырванные годы”, - говорит Стельмах. Мол, парламентарии в таких случаях заваливают ее запросами. Впрочем, фамилий не называет.
Последний скандал на почве закупок разгорелся в начале апреля. Депутат от Блока Петра Порошенко Иван Винник в интервью изданию Цензор.нет обвинил МО в том, что ведомство закупило 30 тыс. т дизельного топлива с переплатой 2 грн за каждый литр. Стельмах пришлось доказывать, что на цене отобразились курсовые колебания и согласие поставщика отсрочить платеж. К тому же теперь волонтер-чиновник смогла добиться дополнительной скидки.