20:45 / 15.03.2015 Общество

Непрофессиональные действия ряда руководителей Генштаба привели к гибели Ил-76

Экспертиза будет доказательством в суде со стороны обвинения.

Руководители АТО, которых обвиняют в трагедии с военно-транспортным самолетом Ил-76, затягивают передачу дела в суд. Тогда в июне погибли 40 бойцов и 9 из экипажа. Виновные до сих пор несут службу на Донбассе. Об этом Gazeta.ua  рассказал военный летчик-испытатель Виктор Лукиянчук. Он входит в экспертную группу по расследованию катастрофы самолета.

Председатель комитета по предупреждению коррупции Егор Соболев рассказал, что на экспертов оказывается давление. Это правда?

- Открытых угроз не было. Нас вызвали в штаб на служебное совещание о проблемах развития авиации. Но целый день совещаний не было. Эти вопросы актуальны. Мы бы с большим желанием приехали. Ибо начиная от запчастей для авиации, базирования на аэродромах, подтверждение классовых квалификаций во всем есть проблемы. Эти вопросы не поднимаются в Вооруженных силах. Вместо этого мы общались с юристами, которые представляли интересы командования, Генштаба. С нами говорили по часу, полчаса с каждым о ситуации с Ил-76. Говорили, что не имеем права такие документы подписывать. Что мы не специалисты и превысили свои полномочия. Это по их меркам. Я им говорю, что служу в армии более 35 лет, 3 года служил в Афганистане, у меня 650 боевых вылетов с применением оружия. И говорить, что я не знаю, как должен заходить самолет на посадку и какие должны быть документы - смешно.

Почему виновные до сих пор не наказаны?

- Суд будет решать, какая степень вины каждого. Экспертиза будет доказательством в суде со стороны обвинения. Для суда будет понятно, каким образом там ситуация разворачивалась начиная за неделю-две, чтобы связать все факты. Сначала некоторые генералы, офицеры болели. Как Назаров. Лежали в госпиталях, потому что имели гипертонический криз. Тогда тихонько вышли и дальше управляют.

Когда была попытка прокуратуры ознакомить их с материалами дела и результатами экспертизы, заявили, что не имеют возможности, так как заняты в АТО. На период следствия их надо было отстранить от исполнения обязанностей. А так получается, что имеют будто депутатскую неприкосновенность. Это один из способов затягивания судебного заседания - ознакомление с делом. Когда у прокуратуры будут все результаты экспертиз, показания свидетелей, тогда будут предъявлены обвинения конкретному лицу. Основной фигурант сейчас Виктор Назаров. В таких ситуациях один человек никогда не несет всю ответственность. Кто-то не выполнял задания, кто выполнял задание. Должна быть оценка действий каждого.

Можно было предотвратить катастрофу?

- Разглашать результатов экспертизы не могу. Следствие продолжается. Непрофессиональные действия ряда руководителей привели к той ситуации. Этого можно было избежать, если бы были конкретные указания руководителям. Выходы из ситуации не нуждались в наполеоновских решениях. Надо было просто получая информацию, своевременно отдавать распоряжения. Имели информацию, что в район посадки самолета выдвигаются несколько рекетно-зенитных комплексов противника. Информация об этом письменно поступала руководителям АТО. Однако нет никаких доказательств, что какие-то действия были приняты после того, как эти факты были доведены до их сведения. Это бездействие командования АТО. Последствия могли быть не такими трагичными.

Напомним, военно-транспортный самолет Ил-76 14 июня 2014 сбили боевики в Луганске с установки ПЗРК. В катастрофе погибли 40 десантников 25-й воздушно-десантной бригады и 9 членов экипажа. Военная прокуратура 18 ноября сообщила генерал-майору Виктору Назарову о подозрении в халатном отношении к военной службе в связи с катастрофой самолета. Он не принял во внимание информацию СБУ о вероятности сбивания самолета и позволил провести спецоперацию в Луганском аэропорту.