Стартап Шабунина: этот выгодный антикоррупционный бизнес
Как утверждают в чиновничьих кругах, разоблачения эти, как правило, подразумевают громкие расследования против одних коррупционеров за деньги других.
Такова, видимо, судьба Украины, что противодействие коррупции у нас – бизнес, как и сама коррупция. А зарабатывают на нем не столько реальные противники этого явления, сколько «конкуренты» взяточников. В последнее время довольно ярким игроком на антикоррупционном поле стал Виталий Шабунин – создатель и руководитель Центра противодействия коррупции.
За центром числится немало громких заявлений, а имидж христианина, по собственному признанию Шабунина, «слышащего голоса бога», довольно успешно защищает этого героя от подозрений в корыстолюбии и лоббировании чьих-либо интересов, превращая его в «рыцаря без страха и упрека». Тем не менее, блестящая карьера Виталия стоит того, чтобы ознакомиться с ней поближе.
Во время учебы на пятом курсе Виталия заметили. Неизвестно, чем он так заинтересовал тогдашнего главу Ровенской ОГА Виктора Матчука, но еще будучи студентом, в 2006 Шабунин уже стал депутатом Ровенского городского совета и советником указанного чиновника. Спустя год вместе с Матчуком он перекочевал в Верховную раду – в качестве помощника народного депутата, которым оставался до 2011 года. Параллельно в 2008 году незаменимый 24-летний специалист успел поработать внештатным советником бывшего вице-премьера Ивана Васюника.
Все это время Шабунин активно участвовал в работе гражданской сети «Опора», созданной на базе Всеукраинской организации «Пора», из которой примерно в то же время, в 2005 году, выросла и одноименная политическая партия. Источники финансирования организации неизвестны и в течение последних лет особо активного участия организации в выборах у многих вызывали вполне резонный интерес. В самом деле, представители «Опоры» постоянно сокрушаются, что у государства недостаточно ресурсов для организации системы наблюдения за выборами в такой большой стране, как Украина. В то же время для самой «Опоры», похоже, подобных проблем не существует: на последних выборах ей удалось создать сеть, практически альтернативную государственной, благодаря которой наблюдатели и аналитики движения присутствовали практически на всех избирательных участках, делая громкие заявления. Подобные вопросы об источнике финансирования вызывает и деятельность подконтрольного Шабунину Центра противодействия коррупции. По признанию самого Шабунина, Центр существует на спонсорские деньги и с самого начала своей деятельности занимался разоблачением коррупционеров. Впрочем, как утверждают в чиновничьих кругах, разоблачения эти, как правило, подразумевают громкие расследования против одних коррупционеров за деньги других. Видимо, эта деятельность и дала Шабунину возможность накопить денег на квартиры в Киеве и Ровно, ведь зарплата депутата облсовета, равно как и официальный доход помощника народного депутата, не способствуют благосостоянию. Главной сферой деятельности Центра стали расследования нарушений в сфере госзакупок, на что организация получала деньги от лиц, «заинтересованных в прозрачном проведении тендеров». Впрочем, кроме грантов и денег «спонсоров», Шабунин получал доходы и от деятельности «Волыньпак-фор» - предприятия, занимающегося оптовой торговлей продуктами питания и табачными изделиями, что не мешало ему, искреннему юристу-христианину, проводить лоббистские антитабачные кампании. Кстати, слава одного из лучших лоббистов страны стоила Шабунину депутатского мандата: злые языки утверждали, что его чрезмерная агрессивность и лоббистская активность вкупе с милитаристским настроем Гриценко, с командой которого Шабунин пошел на выборы в 2014 году, сработали против «молодых лиц со старыми спонсорами», как тогда окрестили эту политическую силу.
Итак, как свидетельствует сам Шабунин, его команда не была «проблемой для семьи Януковича». Она занимаясь своими делами на уровне областной прокуратуры – благо, для этого было достаточно статуса ровенского депутата, а затем – и помощника нардепа. Кроме того, политик и юрист, Шабунин, как и в свое время Черновецкий, сделал ставку на работу с людьми, приходящими в «альтенативную» церковь. Будучи прихожанином киевской протестантской церкви Народ Божий, Виталий вместе с женой создали общественную организацию «Семейный клуб», которая лоббирует запрет абортов и проводит работу с женщинами, «которые оказались в состоянии незапланированной беременности», мягко направляя их «к богу» - в свежесозданную протестантскую церковь Народ Божий.
Несмотря на то, что Шабунин не прошел в парламент и не получил возможности заниматься лоббизмом на более высоком уровне, он все же взялся за пробное расследование преступлений представителей бывшей власти. Как и раньше, он по-прежнему «не является проблемой для власти» – ведь он проводит расследования против их оппонентов, которые не обладают прежней силой и влиянием. Кроме того, расследования против них, мягко говоря, очень востребованы и могут принести не только политические, но и финансовые дивиденды. В конце концов, Шабунину давно пора погасить проблемный ипотечный кредит на одну из своих квартир. Параллельно он мягко критикует и нынешнюю власть – расследованием их деятельности Виталий, скорей всего, займется уже после отставки ее представителей. Конечно, если будут заказчики.
Максим Кныш