Как «комсомольцы-добровольцы» осваивают армейский бюджет
Нужно ли говорить, что на достигающий миллиарда гривен бюджет готовы разинуть роток ВСЕ существующие в Украине торговые сети? Нужно ли напоминать, что нет предела взятки, которую готовы заплатить бизнесмены для получения такого подряда?
На 20 февраля анонсировано проведение масштабных переговоров Минобороны с представителями крупнейших торговых сетей. Тема – поставка продуктов для приготовления пищи нашим воинам. Договаривающиеся стороны со стороны МО – волонтеры в лице Нелли Стельмах и Юрия Гусева. Точнее, теперь они уже официально представляют военное ведомство. Стельмах с недавних пор возглавляет Департамент материального обеспечения и комитет по конкурсным торгам МО, Гусев – замминистра по вопросам матобеспечения армии.
Естественно, об очередном «эксперименте», да еще внедряемом столь популярными сегодня в народе волонтерами, будет сказано немало добрых слов, но поскольку речь идет о миллионах бюджетных средств, давайте уподобимся тем же волонтерам в их оппозиционную бытность, и не станем принимать любую инновацию на веру.
Гусев – друг президентского кума Юрия Стеця, успевший поработать и с Хорошковским, и с Данилишиным, и с печальной памяти Каськивым (подробнее о нем можно почитать здесь).
Стельмах (до этого была начальником отдела взаимодействия с волонтерами Центра обеспечения служебной деятельности Минобороны Украины и Генерального штаба ВСУ) широкой общественности недавно представил тоже волонтер, советник президента и министра обороны Юрий Бирюков. Правда, мало кто знает, что Нелли и Юрий еще ранее вместе работали в фонде «Крылья феникса». За что недавно Бирюков был награжден президентом орденом Богдана Хмельницкого III степени, а Стельмах - орденом княгини Ольги III степени.
Итак, что они предлагают в качестве своего эксперимента? Чтобы продукты для военнослужащих МО закупало, как почти мы все, – в торговых сетях. Как известно, на сегодня Вооруженные силы Украины кормят четыре предприятия («Авика», «Адмедгрупп», «Артек-Союз», «Укрпродаккорд»), которые имеют свою производственную базу и долгосрочные договора с традиционными поставщиками. Экспериментом предусматривается, что теперь продукты этим фирмам-кормильцам будет поставлять та или иная торговая сеть.
На первый взгляд, никакой коррупционной составляющей в этом нет. Но не будем торопиться. Для начала посмотрим, что мы знаем о торгсетях из открытых источников.
«Метро». Для российских СМИ - «пропагандонов» - лучшего варианта не сыскать, поскольку, как известно, основатель фирмы Отто Байсхайм (скончался два года назад) служил в одном из самых элитных подразделений Ваффен СС – лейбштандарте «Адольф Гитлер». Уже так и видятся заголовки в газетах РФ: «Укрофашистов кормят нацисты!»…
Австрийская Billa развивается немецкой компанией REWE Group. Ее годовой оборот - более €45 млрд. Если волонтеры хотят подставить президента (которого оппоненты и так обвиняют в олигархическом сговоре) в содействии крупному капиталу – лучшего варианта и не нужно. То же касается сети Ашан – структурного подразделения семейной мегакорпорации «Ассоциация семьи Мюлье» из Франции.
Сегодня самая старенькая бабуся из последнего забитого украинского хутора знает, что нашему президенту на переговорах с Владимиром Путиным оказывали помощь не американский или британский лидер, а главы Германии и Франции. И кто теперь откажет избирателю в праве думать, что таким образом Порошенко рассчитывается с франко-германским капиталом за убытки, понесенные в экономической войне (из-за Украины) санкций с Россией?
Да, есть еще и как бы украинские сети. Но здесь не лучше. Акционерами ЗАО «Фуршет» являются физические лица, британская компания «Anthousa Limited», Европейский банк реконструкции и развития и инвестиционный фонд «Евровенчурс». Главное наше «физическое лицо» - Игорь Баленко. Увы, этот бизнесмен давно и всерьез вляпался в политику, поскольку то был главой «Фронта змин» в Киеве, то активно поддерживал Партию регионов, то рвал на груди рубаху за «Гражданский актив Киева» и его основателя Пабата, то спонсировал «Блок Литвина». Естественно (к гадалке не ходи), сегодня он до потери сознания возлюбил блок действующего президента, но бюджет Минобороны тут причем?
Что там у нас осталось в сухом остатке? Fozzy Group, которая объединяет три сети: «Сильпо», «Фора» и «Сash&carry Fozzу». Основатели и совладельцы - Владимир Костельман, Олег Сотников и Роман Чигирь. Тоже не лучше – если только Верховному главнокомандующему не надоело отбиваться от обвинений в антиукраинском сговоре с г-ном Коломойским…
Но если бы дело было только в мега-бизнесе. Ведь волонтеры-экспериментаторы среди крупнейших отечественных торговых сетей, ни одна из которых не является украинской, хотят выбрать в своем узком кругу или одну (монополиста поставки продовольствия нашей армии), либо несколько по спектру унифицированных поставок, что тоже попахивает монополизмом, поскольку, скажем, мясо будет все равно поставлять один поставщик, а, скажем, зерновые и бобовые - тоже исключительно один.
Нужно ли говорить, что на достигающий миллиарда гривен бюджет готовы разинуть роток ВСЕ существующие в Украине торговые сети? Нужно ли напоминать, что нет предела взятки, которую готовы заплатить бизнесмены для получения такого подряда? В свете таких вопросов крайне настораживает намерение Нелли Стельмах проводить переговоры 20-го февраля «в формате одного участника».
Кстати, что мы знаем об этом волонтере? Официальная строка скупа: «сертифицированный проектный менеджер, до войны курировала строительство сложных промышленных объектов – электростанции, химического завода. В апреле она прокомментировала пост Юрия Бирюкова, посвященный строительству штаба для 10-й Сакской бригады… С этого комментария и началась ее волонтерская история». Расстреляйте – не знаем, что такого особо ценного «менеджер-куратор» мог «прокомментировать» в строительстве штаба бригады, которое, к слову, свелось к шустрой сборке двенадцати стандартных модульных домиков-вагончиков.
Журналисты со стажем помнят, в средине 90-х первые шаги премьера Леонида Кучмы «прокомментировал» в «Киевских ведомостях» никому не известный историк Дима Табачник. Есть нужда продолжать далее, чем это кончилось?
На вопрос: «Почему решила пойти работать в Министерство обороны?» – Неля Стельмах шутит: «Бирюков не спрашивал, он меня туда просто откомандировал». Ну что тут сказать… Волонтеры пока не научились врать, и они пока не понимают, какая власть им упала в руки. А опасность в том, что упала она не с неба, из ниоткуда, а адресно, четко и расчетливо.
В итоге мы имеем такую схему. Ранее кормили армию фирмы со своей производственной базой, которые если и могли что-то там «химичить», то только один раз – ну, короткая цепочка. А теперь победившая в эксперименте торговая сеть закажет того же бычка фирме-посреднику, которая купит его у фермера. Следовательно, на бычке должен вместо одного заработать: а) фермер; б) фирма-посредник; в) торговая сеть; г) фирма – доставщик продукта до фирмы, готовящей армии пищу; д) фирма-кормилец.
Идем дальше. Все торговые сети «заточены» на закупку массовых партий продуктов, их хранение (желательно на максимальный срок) и доставку, собственно, в свои мегамаркеты. Но там нет - виду отсутствия необходимости – налаженной системы масштабной доставки продуктов потребителям (в нашем случае - фирмам-кормильцам), которые, напомним, кормят солдат по всей Украине, в том числе обеспечивают продуктами зону АТО. Нет соответствующих такому направлению бизнеса менеджеров, нет специалистов, которые бы обеспечивали сопровождение продуктов от момента закупки до сдачи потребителю, а, значит, нет персональных ответственных за поставленные продукты.
Опять же, фирменные сети ориентированы на массового потребителя, а военные – это потребитель специфический, с особыми потребностями, для удовлетворения которых у «сетевиков» нет ни нужного ассортимента, ни необходимого количества продуктов. Опыт контролирующих органов свидетельствует: распространенное нарушение торговых сетей – отсутствие оригиналов сертификатов, подтверждающих качество продукции, как следствие – наличие сплошь и рядом товаров с просроченным сроком годности, подающиеся под видом «свежих» дефростированные продукты (размороженные после глубокой заморозки) и т.д.
Все это – на фоне крайне сомнительной (кстати, а как отнесется к эксперименту СБУ?) целесообразности отдачи такого стратегического вопроса, как кормление своего солдата, в руки зарубежных поставщиков даже с учетом солидарности этих стран в войне Украины с Россией. Вот эти соображения и вынудили нас усомниться в эксперименте и обозвать его обидным словом «экскримент». Потому что мы видим, что, невзирая на Революцию достоинства, «схэмы распила» бюджета, основой которых является желание «завести своих», остались теми же. Как следует из намерения волонтеров-экспериментаторов, для начала они хотят испробовать «схему» на Главном военном клиническом госпитале МО Украины что в Киеве. Затем «схема» пойдет в «народ» т.е. в армию.
И почему-то никто не объяснит в наше иллюстрациооное время, чем этот эксперимент лучше традиционного варианта. Разве, исходя даже из вышеуказанных поверхностных тезисов, итоговый продукт – пища для нашего солдата – не будет дороже? Будет. Разве этот эксперимент не нанесет убытков госбюджету? Нанесет. Разве армия не потеряет контроль над итоговым продуктом (потому что физически не сможет обеспечить своими контролирующими людьми всю цепочки поставки)? Потеряет. Да, она, случись что, сможет обвинить в приготовлении некачественной пищи последнее звено – фирму-кормильца, но это ничего не даст. Это не тот случай, когда фирму можно обвинить, поскольку она является ЕДИНСТВЕННЫМ ответственным.
Сегодня фирмы-кормильцы ВСУ несут полную ответственность за полный цикл организации питания военнослужащих – от доставки продуктов на склад до подачи на стол солдата готового блюда, в ходе чего осуществляются десятки проверок. Кто будет отвечать, если «сетевики» в силу одной из вышеперечисленных причин сорвут доставку и поставят просроченный продукт? Прокуратура пойдет по всей цепочке торговая сеть – волонтеры – руководство Минобороны? Или как водится у нас искони, удовлетвориться крайним, «стрелочником»? Когда-то у инженеров – проектантов мостов было правило: в момент генерального его испытания лично стоять под конструкцией. Сдается, авторы этого «эксперимента» больше думали об отчете о введении «новшества», нежели о последствиях, поскольку, случись что, на их головы ничего не рухнет.
А посему и возникают опасения, что г-да волонтеры, пересевшие в высокие кресла, от души ли, от неумения ли, от манипулирования ли ими сверху доведут ситуацию до того предела, за которым – срыв такой стратегической задачи как материальное и логистическое обеспечение бесперебойного и качественного питания воинов украинской армии. И кто тогда ответит (если ответит вообще) за это?
Самое же главное, что «волонтерские метлы» пытаются отменить не какую-то там изжившую себя совковую схему, а систему, которая была введена относительно недавно, заимствована из опыта передовых армий мира, проверена и испытана на совместных учениях украинских воинов с коллегами из армий стран – членов НАТО, в конце концов – в ходе боевых действий в зоне АТО. Усовершенствовать ее – да, но ломать об колено, предлагая взамен сомнительный, пардон, «экскримент»?
Екатерина Голод, для Багнета