13:41 / 16.02.2015 Общество

Дикая, но жестокая биомасса может обрушиться за Запад из африканских пустынь - эксперт

Посольства практически всех европейских и большинства арабских стран эвакуированы из страха, что хуситы, получив власть, начнут воплощать в жизнь свою кровожадную программу.

Саудовская Аравия готовится к вторжению в распавшийся на куски Йемен, севером которого правят шииты, а юг переходит в руки Аль-Каиды, пишет Иван Яковина на портале НВ.

На прошлой неделе стало понятно, что Ближнему Востоку практически гарантирована еще одна широкомасштабная война, полем боя в которой станет Йемен.

В последние месяцы эта страна фактически распалась на несколько враждующих между собой частей, каждая из которых и самостоятельно могла бы стать большой проблемой для мирового сообщества. Вместе же они образуют такой коктейль из разных видов отборного экстремизма, полной анархии, исключительной нищеты и потенциального геноцида, что мир схватился за голову, не зная, как разгребать эту ситуацию.

Йемен – самая населенная (27 миллионов человек) и самая бедная страна Аравийского полуострова. Питьевой воды на юго-западе Аравийской пустыни почти нет, еды, соответственно, тоже, запасы нефти исчезающе малы, промышленность и сфера услуг практически отсутствуют. При этом Йемен поделен между полудикими племенами и их союзами, находящимися в постоянной вражде, чему во многом способствует то обстоятельство, что практически у каждого взрослого мужчины есть огнестрельное оружие.

Тяготы и лишения повседневного быта почему-то лишь подстегивают население страны к ускоренному размножению. По прогнозам демографов, при фертильности 4,8 ребенка на женщину население страны к 2025 году удвоится. Что будут есть и пить ожидающиеся еще 27 миллионов человек, когда и ныне живущим приходится непросто, – большая загадка, о которой, правда, местные особенно не задумываются.

Как бы то ни было, и существующая нехватка ресурсов заставляет племенные и религиозные союзы коротать время за взаимным истреблением. Сейчас победу одерживают так называемые хуситы – племена севера страны, среднее между шиитами и суннитами. Их отряды захватили весь север, а также столицу – Сану, откуда изгнали президента. Сейчас они пытаются как-то наладить там жизнь, хотя и без особого успеха.

Посольства практически всех европейских и большинства арабских стран эвакуированы из страха, что хуситы, получив власть, начнут воплощать в жизнь свою кровожадную программу, основанную на ненависти к Западу вообще и США с Израилем – в частности. Пока, правда, никто из “врагов” не пострадал. Наблюдатели связывают это с явными пробелами в географических и антропологических познаниях хуситов: из-за практически полного отсутствия школ лишь десятая часть из них может примерно указать на карте местоположение США. Израиль для них – вообще полумифическая страна, а живого еврея видели вообще единицы.

Тем не менее, приход к власти хуситов не на шутку напугал его соседей (в первую очередь – Саудовскую Аравию), а также Запад (в первую очередь, США). Дело тут не столько в них самих, сколько в последствиях, которые может повлечь их успех.

Сейчас под контролем новых властей находятся практически все те районы, которые когда-то составляли Северный Йемен. Дальше на юг они не идут, справедливо полагая, что в суннитских регионах страны у них могут возникнуть проблемы вроде партизанского движения или массового неподчинения людей.

В этой ситуации Южный Йемен, административным центром которого является порт Аден, фактически подталкивается к возобновлению независимости. На первый взгляд, все не так уж и плохо: формальное разделение на север и юг явочным порядком остановит гражданскую войну, а вместо всеобщей феодальной раздробленности и анархии появятся два государства, с которыми можно иметь дело.

Но тут есть большая проблема: юг Йемена сейчас тоже разделен на несколько регионов, в каждом из которых командуют разные люди: племенные лидеры, генералы развалившейся йеменской армии, а также старые знакомые американцев и саудитов – главари местной Аль-Каиды.

Именно последний пункт вызывает главные опасения мира. В схожей ситуации развала официальных институтов в западном Ираке и восточной Сирии именно исламские экстремисты быстро захватили власть, инкорпорировав и местные племена, и мелкие группировки, и остатки армии Саддама Хусейна. Результатом этой замечательной интеграции стало Исламское государство (или Халифат – как кому больше нравится) – главная головная боль и непрекращающийся кошмар всего цивилизованного мира.

Радикалы стремительно расширяют сферу своего влияния на другие арабские страны. Недавняя массовая казнь египетских коптов в Ливии – прекрасное тому подтверждение. Поэтому ни США, ни тем более Саудовская Аравия не желают, чтобы халифатская франшиза распространилась на целый Южный Йемен. С точки зрения Эр-Рияда и Вашингтона, Йемен должен быть единым, светским и лояльным им государством, безо всяких там хуситов или исламских радикалов во главе.

Особенное беспокойство проявляют именно саудиты, которым совершенно не улыбается оказаться зажатыми между сирийско-иракским Халифатом на севере и его йеменским клоном на юге. В этой ситуации совершенно понятно, куда будут устремлены взоры обоих Исламских государств – на славное Саудовское королевство, родину ислама и хранительницу святынь Мекки и Медины. При этом надо понимать, что население Саудовской Аравии (около 30 миллионов человек) по численности примерно равно населению Южного Йемена плюс территорий под контролем “северного”, ирако-сирийского Халифата. Несмотря на превосходство Эр-Рияда в боевой технике, силы все равно будут сопоставимы. К тому же, в самой Саудовской Аравии немало фанатиков, мечтающих о воссоздании единого Халифата и свержении погрязшей в роскоши и коррупции семьи Ас-Сауд.

Именно поэтому Саудовская Аравия, глядя на события в Йемене, потребовала от ООН немедленно вмешаться в происходящее, выдворив хуситов из Саны и восстановив там прежнюю, светскую власть. Если же мировое сообщество откажется помогать в этом (а оно, естественно, откажется), то Эр-Рияд уже пригрозил решить проблему силами Совета сотрудничества стран Персидского залива – клуба арабских нефтяных монархий.

В 2011 году силы этого объединения уже применялись для усмирения восстания шиитов против суннитской монархии в Бахрейне. Однако тогда интервенционные войска (в основном, саудовские) имели дело с разрозненными группами невооруженных демонстрантов, а сейчас – с хорошо подготовленной армией из числа местных жителей, поэтому исход этого противостояния очень трудно предсказать. Вполне возможно, что саудиты увязнут в Йемене, как советская армия, в свое время – в Афганистане.

В этой ситуации обращает на себя внимание то обстоятельство, что воевать саудиты собираются не против Аль-Каиды, а против ее врагов – хуситов. Если бы ислам не запрещал спиртное, то йеменские, иракские и сирийские строители Халифата могли бы откупорить по бутылке шампанского, узнав о решении Эр-Рияда. Саудовская Аравия самостоятельно собирается вступить в долгую войну с непредсказуемым результатом, что, конечно, никак не поспособствует стабильности королевства.

А именно раскачивание этой стабильности, война, волнения и захват власти в Эр-Рияде – заветная мечта лидеров Аль-Каиды и Халифата. Собственно, ради ее исполнения они живут, сражаются и умирают.