Гоблин хочет оболванить всех поголовно крымчан, по образу и подобию своему
Близится к концу вторая четверть, а во многих крымских школах, несмотря на заверения власти, до сих пор так и не обеспечили преподавание украинского языка. В начале учебного года в школах проводили опросы родителей и желающим обещали организовать обучение их детей украинскому языку.
«Накануне 1 сентября на родительском собрании учительница спросила: кто хочет, чтобы дети продолжали учить украинский язык? Подняли руки половина родителей. А в классе у нас 35 детей, – рассказывает мама второклассника Елена. – Первая четверть прошла, но украинского так и не было. А когда мы спросили у директора – почему, он ответил, что надо было писать заявления, ведь планы на учебный год уже утверждены. Но в сентябре же нам никто не сказал писать заявления! Это намеренно сделали, я думаю. Администрация, наверное, испугалась такого количества желающих учить украинский язык».
«Нам в сентябре раздали бланки заявлений на изучение украинского и крымскотатарского языка. Мы записали дочку на оба, – говорит Сергей, отец ученицы 3-го класса одной из симферопольских школ. – Украинский ей нравился, она с удовольствием учила его. У нас, и у учительницы спрашивала – почему его теперь нет. Так вот крымскотатарский во второй четверти начали преподавать, а украинского нет до сих пор».
Сергей выяснил – в школе, где учится его дочь, примерно треть родителей написали заявления на изучение украинского языка. «В каждом классе нашлись желающие. В администрации говорят – украинский будет, но когда, никто сказать не может».
А вот родителям учащихся школы-лицея, который еще до недавнего времени носил имя «10-летия Независимости Украины», уже объявили – «мовы» здесь не будет. Якобы из всей школы желание учить украинский высказали только три человека.
«Я очень расстроилась, когда узнала, что в школе больше не будет украинского языка, – рассказывает Екатерина, мама ученика 6-го класса. – В начале года, когда администрация предложила написать заявление на изучение дополнительного языка, даже не могли подумать, что так будет. Сейчас прошла уже почти половина учебного года и понятно, что родителей обманули. Жаль, что ребенок не может учить украинский язык».
«Этот негласный запрет на изучение языка ограничивает наших детей, – возмущается Елена. – В этом возрасте им легко дается обучение. Мой сын с удовольствием ходил на украинский, ему нравилось, и он с недоумением отнесся к тому, что уроков больше не будет. Я считаю – чем больше языков, тем лучше. Была бы возможность, учили бы и крымскотатарский».
Еще в июле, выступая в эфире ГТРК «Крым», «глава» республики Сергей Аксенов заявил, что вопрос о преподавании украинского языка в школах Крыма будет решен в течение двух недель.
«Мы обсудили возможность выделения средств, в том числе на подготовку этих учителей. Не по их вине произошла эта ситуация, при этом украинский язык на территории республики является одним из государственных, поэтому будет его преподавание по желанию в школах», – заявил тогда Аксенов.
Однако по прошествии четырех месяцев власть не только не решила вопрос преподавания украинского языка, но и максимально сократила его присутствие в учебных заведениях полуострова. В Таврическом национальном университете ликвидировали факультет украинской филологии. Украинскую гимназию в Симферополе переименовали. Из 40 классов обучение на украинском там ведется только в девяти. Школ с украинским языком преподавания в «российском» Крыму не осталось. Есть лишь отдельные классы в 20-ти школах. Министр образования Крыма Наталья Гончарова объясняет это резким падением спроса на украинский язык.
«Родительский спрос – потому что только родители могут определить язык обучения для своего ребенка – на украинский язык резко сокращается. Идет тенденция на сокращение, и тут это право родителей», – сказала Гончарова.
«Это сокращение спроса создано искусственно, – высказывает свое мнение Сергей. – Новой власти во что бы то ни стало надо показать, что крымчане массово отказываются от украинского языка. Опросы проведены давно, заявления написаны давно, почему не оглашены результаты? Значит, желающих больше, чем им хотелось бы».
Тем временем учителя украинского языка в Крыму вынуждены искать новую работу или уезжать на материковую Украину. Часть из них – переучилась на преподавателей русского языка. Не дождавшись уроков украинского в школе, многие родители пытаются сами учить детей.
«Читаем детям вслух украинских авторов, – говорит Екатерина. – У нас есть еще советская хрестоматия по литературе за 8-й класс, вот ее и читаем. Хотя дети в 6-м. Им интересно слушать. Котляревский, Вовчок, Квитка-Основьяненко – произведения этих авторов уже прочли. Смотрим мультики на украинском. Нанять репетитора нет финансовой возможности, поэтому надеемся, что в следующем учебном году все-таки в школе будет возможность учить украинский язык».
В министерстве образования Крыма заверяют, что вопрос изучения украинского языка исчерпан. Мол, преподавание по желанию родителей налажено. А если, дескать, в каких-то школах уроков украинского до сих пор нет, то это уже вопросы к администрации.
«В нашей школе сделали факультатив украинского – один раз в неделю после уроков, – рассказывает житель Симферополя Максим. – Сын и еще несколько его одноклассников ходят. Но это же нельзя назвать полноценным изучением языка. Раз вы объявили украинский и крымскотатарский государственными языками наравне с русским, так все три должны изучаться в полном объеме. А не так, что русского языка и литературы – 10 уроков в неделю, а украинского и крымскотатарского – по одному».
Государственный статус украинского языка в аннексированном Крыму остается пустой декларацией и не защищает его, говорят общественники. Наоборот, как отмечает Крымская полевая миссия по правам человека, местные власти продолжают политику создания негативного образа украинцев и украинской культуры. По прогнозам экспертов, оккупационная власть и дальше будет выдавливать из захваченного полуострова все, что связано с Украиной, в том числе и украинский язык.