14:23 / 04.11.2014 Общество

Украинский «Спрут»: Янукович давно в бегах, но его щупальца остаются с нами

После бегства «бывшего легитимного» прошло уже восемь месяцев, однако Украина до сих пор продолжает кормить «Семью». Фактически государство так и осталось в плену щупалец, присосавшихся к любым мало-мальски значимым денежным потокам – от торговли автомобилями до одесского «7-го километра».

Как это все начиналось
Как известно, среди излюбленных способов добычи денег у Семьи почетное место занимало «обанкрочивание» предприятий. Одним из самых многострадальных «банкротов», доставшихся Украине в наследство от Януковича, стало Черноморское морское пароходство. Собственно, его санацию начали еще в 2006 году, и все это время управляющие санацией сменялись один за другим, оставляя за собой скандальный шлейф сомнительных сделок, после каждой из которых движимое и недвижимое имущество «банкрота» неумолимо съеживалось, словно шагреневая кожа. Так, «ушли» не пойми куда принадлежащие ранее ЧМП детские лагеря и базы отдыха в курортной зоне Одесчины, гостиница «Моряк» и прочая, и прочая. Впрочем, даже после этого многолетнего разграбления у ЧМП осталось еще много интересного имущества, так что когда в 2011 году «Семья» посадила на должность санатора своего человека – арбитражного управляющего Николая Хайло, процесс продолжился с прежним успехом. 


Все по 1 гривне, или Аттракцион неслыханной щедрости
Фирменным стилем Хайло была передача недвижимости ЧМП «в аренду» за смехотворные суммы: например, Одесская прокуратура, возглавляемая «донецким» Игорем Проценко, с удовольствием заключила договор на аренду двух этажей в здании по ул. Дерибасовская, 4, всего за 1 гривну в год. Юракадемии Кивалова повезло еще больше: за ту же 1 гривну ей досталось семиэтажное здание на территории Межрейсовой базы моряков, принадлежащей ЧМП. Кроме того, к Кивалову «уплыли» 10 гектаров земли на территории той же базы, где Кивалов оперативно принялся строить церковно-приходскую школу. Строительство, кстати, продолжается и по сей день: в октябре этого года над входящей в состав комплекса церковью Сергия Радонежского (которого Кивалов считает своим небесным покровителем) был воздвигнут крест, который виден даже с Пятой станции Большого Фонтана. Сам «меценат» в процессе церемонии воздвижения произнес речь о духовности, которая, по словам Кивалова, «есть главная составляющая в победе над любым злом».
«Злом», судя по всему, Кивалов считает всех, кто пытается вернуть незаконно отчужденную территорию в собственность ЧМП.  Так, нынешний одесский губернатор Палица еще в августе подал в Генпрокуратуру письмо как о сепаратистской деятельности Кивалова (в частности, ссылаясь на его статью «Пора готовить Конституцию для Одесчины» в еженедельнике «2000»), так и о захвате территории Межрейсовой базы. Однако выяснилось, что киваловская «духовность» пока что действительно побеждает: в октябре Генпрокуратура заявила, что не находит ничего крамольного ни в захвате, ни в призывах Кивалова. Сам же Кивалов, как известно, 26 октября в очередной раз подтвердил свое полунеприличное прозвище, пройдя в Верховную Раду по мажоритарному округу в Приморском районе Одессы и получив таким образом депутатскую неприкосновенность.


До поры до времени удачно складывалась судьба и у щедрого раздаривателя чужого имущества Николая Хайло. Кроме ЧМП, неугомонный «семейный» санатор также приложил руку к банкротству ГП «Черазморпуть» (земснаряды, потенциальный металлолом), ООО «Надія» (оптовая торговля автомобилями), а также складского комплекса ТВК, находящегося рядом со знаменитым одесским «7-м километром». Однако сколь веревочке не виться, конец рано или поздно настанет: не так давно Минюст инициировал проверку деятельности Хайло, и дело для санатора начало пахнуть керосином.


Непотопляемые
Впрочем, подельники Хайло не бросили. 15 сентября следственный отдел линейного отдела на станции Одесса-Главная УМВС на Одесской ЖД (и казалось бы, причем здесь транспортная милиция?) внезапно решает провести на ДСК «ЧМП» обыск. При обыске изымаются документы, раскрывающие деятельность Хайло в процессе санации ЧМП, – в том числе и материалы досудебного расследования(№ 42014160490000011 от 27.02.2014 г.). 
15 октября Хайло так же внезапно пишет отказ на ведение дел о банкротстве ЧМП и «Черазморпути». Его старинный бизнес-партнер Александр Малин (в свое время занимавший должность замгубернатора Одесчины при «бело-голубом» Матвийчуке, а затем последовательно – должность главы «Укравтодора» и первого замминистра инфраструктуры) моментально выдвигает подходящую кандидатуру – Татьяну Бойко, и в тот же день - 15 октября! – судья С.И. Антощук без всяких колебаний выносит решение о замене арбитражного управляющего в деле о банкротстве № 17-1-4-5-32-24-2/136-03-5080 назначении новым арбитражным управляющим ЧМП нужного человечка (дело). 


Таким образом, команда Кивалова продемонстрировала работу высшего класса. Рокировка «запятнанный человечек» - «пока еще незапятнанный человечек» проведена в мгновение ока. Документы, по которым можно доказать хищения Хайло, ревниво хранит у себя транспортная милиция. Милицию, в свою очередь, прикрывает начальник следственного управления ГУ МВД Украины в Одесской области Дмитрий Цветков, так что не стоит исключать, что этих документов больше не увидит никто и никогда. Сгорят, испортятся, потеряются – да и вообще, мало ли что может случиться с этими несчастными бумажками…
Диссонанс в четко отыгранную схему внес рабочий визит Президента в Одесскую область. 23 октября Порошенко дал губернатору Одесчины и руководителям правоохранительных органов разобраться с ситуацией на «обанкроченных» предприятиях, включая ЧМП и «7-й километр». В частности, как выяснил Минюст, на Николае Хайло лежит ответственность как минимум за проявленную им бездеятельность и халатность при выполнении своих обязанностей. Феерически оперативная замена Хайло на Бойко тоже вызвала в Министерстве юстиции немалый интерес, о чем оно и сообщило Одесской областной администрации в соответствующем письме. Кроме того, Минюст предупредил областных чиновников, что на Хайло Н.В. будет внесена подача в Дисциплинарную комиссию арбитражных управляющих, решение Хозсуда Одесской области о назначении Бойко будет оспорено, и все эти вопросы будут переданы на рассмотрение Генпрокуратуре и МВД Украины.


Таким образом, дело о многолетнем разграблении «обанкроченных» предприятий наконец-то сдвинулось с места. Если Генпрокуратура оперативно вытребует у «железнодорожников» изъятые документы и передаст их СБУ как наиболее независимому органу, на свет божий выплывет очень много всего интересного. Например, точный перечень украденного при пособничестве Хайло, названия фирм, на которых были выводилось похищенное. Кстати, в свое время по этому делу задерживался министр инфраструктуры Бондарь, однако интереса ведомства Пшонки к Бондарю хватило лишь за сутки – министра отпустили, и воз остался там же, где и был.


Впрочем, вполне возможно, что правоохранителям придется беспокоиться не только о судьбе документов, но и о судьбе самого подозреваемого. Как ни крути, Хайло знает куда больше, чем это отражено в бумагах. И если он заговорит, то роль в этой истории Кивалова, Малина и Ко начнет выглядеть далеко не в самом привлекательном свете. Фактически, оптимальным выходом из этой рискованной ситуацией могла бы явиться явка Хайло с повинной – во всяком случае, это обеспечило бы ему физическую безопасность. Ибо лучше быть живым клиентом Генпрокуратуры, чем свободным, но мертвым подельником. 


Остается надеяться, что после визита Президента и вмешательства Минюста расследование деятельности Хайло не заглохнет и не будет спущено на тормозах. Однако не стоит упускать из виду, что сам по себе Хайло - всего лишь одно из многочисленных щупалец спрута, и потеря его будет для Семьи хоть и чувствительна, но не смертельна. Тем более что, подобно настоящему морскому головоногому, «семейный» спрут умеет очень быстро регенерировать отрубленные конечности. И об этом тоже не следует забывать.