10:38 / 18.09.2014 Общество

Минобороны готово посылать неподготовленных мобилизированных и добровольцев в зону АТО?

На передовую доброволец собирается без бронежилета и каски — никакого обмундирования не покупал. Уповает на друга, служащего в зоне АТО, — тот пообещал всё необходимое раздобыть.

 45 дней — столько времени потребовалось, чтобы провести третью волну частичной мобилизации. Последний день, когда потенциальные призывники ещё могли получить повестки, миновал 6 сентября. Впрочем, очередей возле столичных военкоматов не было ещё за неделю до этой даты: план по призыву киевские военкомы выполнили досрочно, пишет Фокус.

Общую численность людей, призванных во время третьей волны мобилизации, Минобороны держит в секрете. Однако, если верить публичным заявлениям военных комиссаров из разных регионов, каждая область к службе в армию привлекала порядка 2–3 тыс. человек. По словам Владимира Кидоня, военного комиссара Киевского городского военкомата, в столице во время третьей волны мобилизации планировали призвать около 700 человек. В Запорожье — на 200 человек меньше.

Самая сложная ситуация в оккупированных террористами городах. Тамошние военкомы тоже проводят мобилизацию, правда, в ряды армий самопровозглашённых "ДНР" и "ЛНР". Украине из Донбасса достаются только добровольцы. Хотя и при таких раскладах с человеческими ресурсами, по словам спикера СНБО Андрея Лысенко, украинская армия трудностей не испытывает.

Теперь, когда третья волна мобилизации завершилась, военкоматы попытаются заняться теми, кто её проигнорировал.

"Откосить пытаются по-разному, — рассказывает сотрудник Черниговской прокуратуры, просивший не называть его имени. — Чаще всего призывники отказываются брать повестку у военкомов, приходящих к ним домой. За это их штрафуют, но потом всё равно мобилизуют. Есть и хитрецы. Они являются в военкомат по повестке, проходят медосмотр, выполняют все требования, а потом игнорируют отправку в части. Таких призывников ждёт не только штраф, но и уголовная ответственность".

Напомним, уголовная ответственность существует исключительно за неявку в военкомат для отправки в часть. За неявку по повестке в военкомат украинское законодательство предусматривает штраф от 85 до 119 грн. А вот призывнику, уклоняющемуся от мобилизации, грозит срок от двух до пяти лет.

При этом ни на срочную службу, ни по мобилизации военкомат не имеет права призывать тех, кто не прошел медкомиссию. А закон об основах законодательства о здравоохранении четко предусматривает, что пациента не могут заставить проходить медосмотр и обращаться к врачу. Таким образом, если призывник явился в военкомат, но отказался проходить медосмотр, законов Украины он не нарушает, а военкомат не может инкриминировать такому призывнику уклонение от службы.

По данным Генпрокуратуры, с момента начала АТО в военкоматы по повесткам не явилось около 14 тыс. человек. Ещё 1,5 тыс. призывников "исчезли" после медкомиссии.

В день окончания третьей волны мобилизации Единый реестр судебных решений содержал 18 таких приговоров, т.е. примерно одна тысячная от всех, кто отказался служить. Причина - доказать уклонение от службы практически не представляется возможным.

Как отмечает Трасса-95, в Одесской области в милицию из военкомата поступили порядка 900 дел соответствующей категории. Однако в суд переданы только 4 дела.

Не все желающие откосить от призыва идут на открытое нарушение закона — существуют и весьма простые обходные пути. Один из них — жениться на многодетной матери. По словам Ивана Васильцюна, военного комиссара Закарпатской области, в его регионе количество таких браков с началом АТО стремительно растёт и уже перевалило за 500.

Как отмечает издание, многие из тех, кто согласился в это время отправиться в армию, этой самой армией были обмануты.

Киевлянина Сергея Ренкаса мобилизовали ещё в марте. Тогда призывали добровольцев, офицеров и сержантов запаса, а также рядовых с опытом службы. На то, что мужчина не подпадал ни под одну из этих категорий и даже на военной кафедре не учился, в военкомате посмотрели сквозь пальцы. Больше полугода он и ещё 184 призывника постигали азы военного дела — косили траву и ремонтировали сантехнику в воинской части. Всё это на основании контракта о резервной службе за зарплату 450 грн в месяц.

"Я должен был стать связистом, — рассказывает Сергей Ренкас. — Но по факту ни одного занятия, где меня бы научили пользоваться аппаратурой, не было. При этом командование получало отчёты о нашей боеготовности. Потом призывников заставили подписывать рапорты о том, что нас всему обучили. На их основании отправляют в зону боевых действий". Из 185 человек, служивших в части, 106 подали иск в Окружной административный суд Киева, чтобы доказать: полгода службы прошли зря.

Но дело они проиграли. Служители Фемиды встали на сторону военных, заявивших, что мобилизованных обучали, а парни просто не хотят на передовую, поэтому и судятся. Впрочем, это только начало судебных тяжб — свою правоту призывники намереваются доказывать в апелляционных судебных инстанциях. "Часть солдат, служивших вместе с нами, отправили в зону АТО, — рассказывает Ренкас. — Ребята нам отзванивались. Они приехали, а им говорят: связисты нам пока не нужны, так что выбирайте, кем будете — гранатомётчиками, пехотинцами… Назад дороги нет".

Добровольцы тем временем тоже признаются, что военной подготовкой на сборных пунктах их не перегружают. Но судиться ни с кем не собираются — будут защищать Родину как умеют. 38-летнему Богдану, которого Фокус встретил в сборном пункте Киевского городского и областного военкоматов, мобилизационная повестка не приходила. В военкомат он пришёл сам. Говорит, что решался неделю — всё-таки дома жена и двенадцатилетняя дочь. К тому же после Майдана, где Богдан был комендантом третьего этажа Дома профсоюзов, мужчине пришлось провести некоторое время в больнице. Хотя об этом он вспоминает нехотя — рвётся в бой. С момента прихода в военкомат и до отправки на сборный пункт прошла неделя, три дня из которой было потрачено на медкомиссию. "Сюда по принуждению никого не привозили, — рассказывает Богдан. — Все понимают, ради чего мы собрались. В своём взводе я единственный, кто не служил в армии. Но нас готовят, дают оружие. Один нюанс — мы здесь не стреляем, потому что находимся в обычном лагере, а не на полигоне для военных учений. Но я готов ехать хоть завтра". На передовую мужчина собирается без бронежилета и каски — никакого обмундирования не покупал. Уповает на друга, служащего в зоне АТО, — тот пообещал всё необходимое раздобыть.