Культурный беспорядок на столичный лад, или как Яков Дегтярь загнал киевлян в «зоны»
Эти зоны установлены якобы для защиты интересов всего общества
Многие киевляне уже давным-давно, сами того не замечая, живут в «зонах». И речь идет не о преступниках, отбывающих наказание, а об обычных, законопослушных киевлянах, которых «в зону» засадили не суд или правоохранительные органы, а ... столичное Управление охраны культурного наследия. Речь идет о зонах охраны памятников, к установлению которых этот орган имеет самое непосредственное отношение (охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого ландшафта, а также территория заповедника «Древний Киев»). Эти зоны установлены якобы для защиты интересов всего общества - то есть для сохранения гармоничного окружения памятников культурного наследия, которые являются национальным достоянием, а значит - принадлежат всему украинскому народу.
В этом действительно есть какое-то рациональное зерно, ибо, если рядом с Софией Киевской или Киево-Печерской лаврой поставить несколько небоскребов, застроить многоэтажками Днепровские склоны и Труханов остров - тогда от исторического Киева останутся только воспоминания. Но мы хорошо знаем: нет такого благого намерения, которое нельзя было бы превратить в большое зло для сограждан и, как водится, в кормушку для чиновников.
Рядовой киевлянин не чувствует того, что он живет в «зоне» - до тех пор, пока не надумает сделать что-то, жизненно для него необходимое: приватизировать, купить или продать недвижимость, отремонтировать свою квартиру или магазин, разместить рекламу... Мы уже не говорим о строительстве чего-то нового или серьезной реконструкции здания или сооружения. Одним словом: как только у кого-либо появляется намерение что-то изменить в своей жизни, внести какие-то новации – у него сразу же появляются серьезные проблемы, и возникает ''синдром зоны''. Человек вдруг осознает (а если нет, то ему доходчиво объяснят в столичном управлении охраны культурного наследия), что именно тот, допустим, сарай или флигель, который он хочет реконструировать или построить на его месте что-то приличное, не только датируется XIX веком, но и расположен в ЗОНЕ! Однако это не означает, что делать ничего нельзя или не надо. При внимательном исследовании ЗОНЫ выясняется, что для работы в ней существуют определенные Правила. Какие это Правила? Кем они утверждены? И что в них написано? Об этом знают лишь особо посвященные специалисты, до которых простому смертному не достучаться. И действительно, эти правила, по крайней мере, в Киеве, написаны так, что их стоит засекретить от всех. Они сформулированы настолько нечетко и двусмысленно, что, руководствуясь ими, можно все: что угодно, запретить, что угодно, позволить…
Вот тут мы подходим к пониманию самой сути ЖИЗНИ В ЗОНЕ. Как и в каждой зоне, здесь есть начальство, которое следит за порядком. Это начальство называется «специально уполномоченный орган охраны культурного наследия». В Киеве - это Управление охраны культурного наследия Киевской городской государственной администрации, возглавляемое Яковом Яковлевичем Дегтярем. Это управление в народе называют «охранкой». Этого управления современные киевляне боятся больше, чем прежде советские люди боялись КГБ. Потому что это управление может буквально все запретить, а может и что-то позволить, может оштрафовать, обанкротить, затаскать по судам, подключить прокуратуру и другие правоохранительные органы, может, в конце концов, просто испортить репутацию.
Технология работы «охранки» очень проста: вам создают проблемы, а потом «помогают» их решить. Понятно, что не бесплатно. На любой свой шаг в культурной «зоне» вы должны получить согласие Управления: на проект землеустройства, на начало проектирования, на разработку градостроительных условий и даже - на выбор архитектора и проектной концепции. Руководитель «охранки» Яков Дегтярь когда-то давно получил диплом архитектора, поэтому считает себя вправе «крышевать» определенные проектные фирмы, оттесняя от работы всех «чужих».
Если вы преодолели первые препятствия, вас ждут основные испытания: согласование проектной документации. Эти согласования проходят в несколько этапов, и ни один из них не является последним, и положительный результат, с большим трудом полученный на определенном этапе, еще ничего вам не гарантирует. Сколько этих этапов согласования, и какой из них является окончательным - этого не знает никто. При этом рассмотрение проектов в управлении охраны культурного наследия может длиться годами, а все согласования, которые выдаются на разных стадиях, имеют строго ограниченный срок действия - только один год! Итак, если вы не успели за один год обойти все круги ада, то для вас все начинается сначала...
При рассмотрении проектов «охранке» может не понравиться все, что угодно: фамилия архитектора, стилистика или цвет фасада, этажность, отсутствие или наоборот присутствие фронтонов, башенок, террас, балконов... От вас могут потребовать, чтобы ваш дом имел высоту не выше трех этажей, тогда как рядом с ним уже стоит девятиэтажка. Но самое главное, что документация не будет рассматриваться, без того, чтобы подведомственные управлению организации не разработали для вас «Условия для проектирования», «Историко-архитектурную справку», «Учетная инвентаризацию», «памятников паспорт», «Историко-градостроительное обоснование» и прочее. Конечно, делается все это не быстро, и не за «спасибо». Общая стоимость этих работ обычно превышает сметную стоимость проектирования, а иногда - и самого строительства!
Вот тут мы подходим к формулировке главного правила ЖИЗНЬ В ЗОНЕ. Перефразируя известную установку Владимира Ульянова-Ленина о том, что надо трижды учиться, мы можем сказать, что в ЗОНЕ главное - ПЛАТИТЬ, ПЛАТИТЬ И ЕЩЕ РАЗ ПЛАТИТЬ!
Отметим попутно: все эти зоны не утверждены и не зарегистрированы в установленном порядке, а большинство требований «охранки» - это не более, чем плод болезненной фантазии архитектора-неудачника. Здесь можно было бы завопить: «Куда смотрят прокуратура, Уполномоченный по правам человека, Антимонопольный комитет, другие правозащитные и правоохранительные органы и организации, вместе с люстрационным и антикоррупционным бюро?» Но нам представляется конструктивным и крайне необходимым совсем другое: установление четких, одинаковых для всех правил игры в «культурном» Киеве, с ограничением произвола чиновничества. Если этого не сделать немедленно, то исторический центр Киева начнет массово разрушаться, поскольку он требует не режима зоны, не новых башенок в стиле псевдо барокко на современных многоэтажках, а значительных инвестиций в реконструкцию и развитие культурного наследия Киева.
То, как понимают Яков Дегтярь и его предшественник и наставник Руслан Кухаренко «охрану памятников по-киевски», можно увидеть не только в искаженных памятниках Подола (ул. Константиновская, 7), но и в ужасной псевдоисторической застройке урочища Гончары-Кожемяки с улицей Дегтярная, которое киевские остряки уже переименовали в «урочище Дегтяря-Кухаренко». В этом же ряду - и несуразная надстройка над зданием - памятником архитектуры по ул. Терещенковская, 13: на проектной документации стоят подписи как Кухаренко, так и Дегтяря (соответствующее уголовное дело сейчас рассматривается в суде). И уже персонально на совести Дегтяря, который почему-то считает себя не только архитектором, но и реставратором (!) - разрушение нескольких знаковых для Киева достопримечательностей: здания всемирного авиаконструктора, киевлянина Игоря Сикорского по ул. Ярославов вал, 15-Б; усадьбы знаменитой киевской династии художников Мурашко по ул. Малая Житомирская, 14; разрушения в 2012 году памятника местного значения - памятника «Морякам героической Днепровской флотилии» в г. Киеве, которое киевские ветераны восприняли как личное оскорбление от тогдашней киевской власти. Кроме того, по г. Киеву не существует единого корректного перечня объектов культурного наследия. Большая часть памятников не имеет учетной документации, что фактически лишает их государственной защиты. И уж совсем циничным выглядит тот факт, что «зоны», по которым платят все киевляне, на самом деле в Киеве официально не определены! Все это - следствие бездействия столичного Управления охраны культурного наследия.
Особенно остро стоит проблема незаконной застройки на территории заповедника «Древний Киев», который непосредственно подчинен Управлению охраны культурного наследия Киевской городской государственной администрации. Дегтярь Я. Я., нарушая прямое требование Закона Украины «Об охране культурного наследия», не обеспечил разработку Плана организации территории заповедника, чем, фактически, лишил его надлежащей защиты от хаотичной застройки. Более того, на многочисленных совещаниях в КГГА Яков Дегтярь неоднократно предлагал ... ликвидировать этот заповедник. Излишне напоминать, что настоящему памятникоохранителю такая бредовая идея даже в голову не могла бы прийти.
У читателя уже возник вопрос: если Дегтярь и его Управление не занимаются охраной памятников, то чем же они на самом деле занимаются во время, свободное от сбора коррупционной ренты? А занимаются они ... Архитектурой. Именно так, с большой буквы! Поэтому псевдобарокковые башенки растут на современных домах везде, как мухоморы после дождя. Киевское управление охраны культурного наследия, осознав свою неспособность уберечь от искажения настоящую старинную киевскую архитектуру, решило спасать ситуацию за счет дебилизации архитектуры современной. Логика здесь странная, однако вполне понятная - ведь чудовище рядом с чудовищем дисгармонировать не будет. И все это гордо называется «постмодернизмом» и другими умными зарубежными словами. Для тех немногих специалистов, которые еще остались в Украине, вполне очевидно принципиальное отличие киевской ''радикальной эклектики'' от американо-европейских стилистических поисков 30-летней давности, как очевидна и профессиональная несостоятельность наших подольских ''архитектурных Голохвастовых''.
Если же говорить серьезно, то для Киева, как ни для одного другого города Украины, чрезвычайно острой является сакраментальная проблема: ''Что и как охранять?''. Понятно, что безусловной охране подлежат памятники архитектуры. Но кроме них и часто вместо них городское управление под руководством Дегтяря занимается «фоновой застройкой'', ''традиционной застройкой'', показывает из-под полы какие-то списки таких домов. Однако нигде нет даже намека на требования или правила относительно дальнейшей судьбы этих домов - подлежат ли они сохранению, реконструкции или замене? И наконец: в каких же архитектурных формах следует производить новую застройку в историческом центре Киева? В стиле Дегтяря-Кухаренко или как-то иначе? Как выбраться из ЗОНЫ БЕЗЫСХОДНОСТИ?
Вот краткая «дорожная карта»:
- провести люстрацию всего состава Управления охраны культурного наследия Киевской городской государственной администрации (с особым вниманием к руководящему составу);
- в ближайшее время разобраться со всеми достопримечательностями на территории Киева и внести в Государственный реестр те достопримечательности, которые этого заслуживают. После этого не должно остаться вопросов: памятник или не памятник? Эта информация должна быть доступна в интернете в режиме онлайн, как и все без исключения документы, регулирующие деятельность Управления. Сегодняшний его веб-сайт - это позор и яркий образец сокрытия общественно важной информации;
- определить и утвердить границы и режимы использования территорий и зон охраны всех памятников местного значения по г. Киеву. Внести эту информацию в Земельный кадастр и в Градостроительный кадастр. Информация должна быть доступна в интернете;
- возобновить деятельность заповедника «Древний Киев»;
- обеспечить реализацию нескольких пилотных проектов реставрации выдающихся киевских памятников и создание в них музеев, галерей, культурных центров: дома авиаконструктора И. Сикорского и усадьбы семьи художников Мурашко, Гостиного двора на Подоле и многое другое.