«Инсулиновый» конфликт
Работа завода принудительно остановлена, выполнение государственных заказов и других контрактов находится под угрозой
К сожалению, в последнее время становятся все более резонансными разнообразные конфликтные ситуации, которые происходят в отношениях руководства как государственных, так и частных предприятий. При этом найти так называемую золотую середину, которая должна, как говорится, расставить все точки над «и», не удается даже компетентным в этих делах подразделениям. Одним из таких дел сегодня можно считать и ситуацию между Минздравом Украины и ГАК «Укрмедпром», как собственниками ЧАО «Индар», с одной стороны, и председателем правления ЧАО «Индар» Любовью Вишневской, как руководителем исполнительного органа общества, с другой.
Если обратиться к недалекой истории этого предприятия, которое, как известно, занимается производством инсулина - лекарства, крайне необходимого для больных сахарным диабетом, и является единственным предприятием с полным циклом изготовления генно-инженерного инсулина человека в Украине, то в 2008 году акции ЧАО «Индар» были незаконно отчуждены из собственности государства руководством ГАК «Укрмедпром». Уже через четыре года акции «Индара» в судебном порядке были возвращены в собственность государства в лице того же ГАК «Укрмедпром» (компания находилась в сфере управления Министерства здравоохранения Украины).
С апреля 2012 года и до последнего времени единоличным руководителем ЧАО «Индар» является упомянутая выше Любовь Вишневская. Через год после того, как она заняла эту должность, в уставных документах общества были значительно уменьшены полномочия Наблюдательного совета ЧАО «Индар», который, в соответствии с действующим законодательством, должен осуществлять контроль за деятельностью руководителя. При этом акционеры были лишены права приоритетного выкупа акций, что в свою очередь создавало определенные предпосылки для рейдерского захвата предприятия.
Следовательно, о прозрачности деятельности «Индара» в 2012 - 2013 годах и особенно в этом году не о чем и говорить. А достоверность финансовых показателей вообще вызывает большие сомнения. Если обратиться к конкретным цифрам, то прибыль предприятия по официальным данным его руководства в эти периоды была следующей: 2012 год - 267 тыс. грн., 2013 год - 1 млн 383 тыс. грн. После попытки ГАК «Укрмедпром» провести независимую проверку и объявления руководству ЧАО «Индар» подозрения в недостоверности предоставленной информации, только за первый квартал 2014 года было задекларировано 45 млн 512 тыс. грн. прибыли. Одновременно неоднократные попытки ГАК «Укрмедпром» (как мажоритарного акционера) по согласованию с Минздравом Украины провести в марте и апреле текущего года независимый аудит общества были саботированы Любовью Вишневской.
В апреле 2014 она была отстранена от должностных полномочий, однако Вишневской удалось сорвать проведение трех собраний акционеров общества, на которых должен был рассматриваться вопрос о ее увольнении. Пытаясь любым способом остаться на занимаемой должности, она прибегает к активным действиям, направленных на препятствование МОЗ Украины и ГАК «Укрмедпром» в выполнении ими функций управления обществом.
При этом неправомерные действия Любови Вишневской, к сожалению, находят поддержку у определенных высокопоставленных должностных лиц Кабинета Министров Украины, Министерства юстиции Украины и Государственной регистрационной службы Украины. А такие обстоятельства иначе, как следствие коррупционных правонарушений, объективно назвать вряд ли можно.
Следует также отметить, что существенным обстоятельством, которое влияет на решение сложившейся ситуации, есть контракт на строительство завода по производству инсулина в Бразилии, с передачей эксклюзивной технологии его производства, правособственником которой является ЧАО «Индар». Однако условия этого контракта и состояние его выполнения в настоящее время из-за действий предыдущего руководства предприятия также невозможно оценить с точки зрения обеспечения экономических интересов государства (как мажоритарного акционера ЧАО «Индар»), в частности, что касается права собственности на объект строительства.
Последней каплей этого конфликта стало 9 июля 2014, когда предприятие перешло под усиленную охрану неизвестных силовиков, численностью около 100 человек, о чём стало известно на митинге возле Кабинета Министров Украины и было подтверждено заместителем Вишневской О.Хейломским. Не потому ли всех сотрудников «Индара» в тот день принудительно вывели на митинг, чтобы без помех взять под контроль государственное предприятие? Это ли не рейдерство, против которого мол и вышли на митинг сотрудники предприятия? На сегодня отстраненным руководством ЧАО «Индар», а именно Вишневской Л.В. работа завода принудительно остановлена, выполнение государственных заказов и других контрактов находится под угрозой. Что будет дальше? Хотелось, чтобы этот вопрос не стал риторическим. Ведь Украина все же стремится стать действительно европейским правовым государством, где сила Закона должна быть выше всех конфликтов, в том числе и того, о котором говорилось выше.
Андрей Тищенко