16:40 / 09.07.2009
Общество
На украинские ВУЗы нападают разъяренные студенты (ВИДЕО)
Откуда в Киеве берутся толпы детей и родителей, штурмующих приемные комиссии престижных столичных вузов, и кому это выгодно?
Горячие точки
Это неправда, что с ума каждый сходит по одиночке. В Киеве уже вторую неделю пульсируют как минимум несколько очагов коллективного безумия. Причем рассудок и приличия теряют как взрослые, так и дети. Речь – о приемных комиссиях престижных столичных вузов, например, того же университета им. Шевченко, или экономического университета, более известного как Нархоз.
С 29 июня их штурмуют абитуриенты при массированной поддержке родителей лишь для того, чтобы сдать документы для поступления. Очереди занимают с 6 утра, а то и раньше. В толпах желающих распространяется леденящая кровь история о том, как чадолюбивый отец, озабоченный поступлением дочери, буквально сломал дверь приемной комиссии в один из вузов, причем сделал он это телом любимой дочурки. Использовал ее в качестве тарана, так сказать. И, конечно же, из лучших побуждений – чтобы дочь побыстрее сдала документы. Девочка, говорят, отделалась ссадинами на коленях и незабываемыми впечатлениями на всю оставшуюся жизнь.
Коридоры многих киевских университетов сегодня – рай для мазохиста-ретрограда. Если вас гложет ностальгия за концом 80-х, если вы мечтаете вновь занять очередь с ночи, записывать номер очереди на потной ладошке и греться на зябком рассветном ветру чаем из термоса – вам срочно надо туда, в коридоры науки. Там вы насладитесь всеми гранями патологической тяги граждан к высшему образованию.
Того и гляди, в толпе появятся «маяки перестройки» – жучки-маклеры, перепродающие очередь тем, кто хочет сдать бумаги побыстрее. Причем, как рассказывают прошлогодние абитуриенты, эта картина повторяется уже второй год, с тех пор, как Минобразования разрешило абитуриентам сдавать сертификаты независимого внешнего оценивания в неограниченное количество вузов, в соответствии с выбранным школьником набором дисциплин.
Как происходит «вбрасывание»
Многие сегодняшние абитуриенты пользуются этим преимуществом, и сдают свои документы сразу в несколько вузов, в надежде поступить на бюджетное отделение. Но документы абитуриент зачем-то должен сдавать лично. Об этом написано жирными буквами в правилах приема практически всех учебных заведений. Отсюда – огромные очереди в столичные учебные заведения и сопровождающая их истерия нервных мамочек и папочек (см. ниже ВИДЕО, а также фото в «Фоторепортаже»).
Видео «Багнета». Потенциальные студенты штурмуют здание Нархоза в попытке подать документы на поступление:
Параллельно с очередями в университеты, в Киеве сейчас перегреваются от нагрузки многие ксероксы и завалены работой фотолаборатории. Ведь абитуриент может сдавать не оригиналы, а копии документов: сертификата, аттестата, паспорта, идентификационного кода, медицинской справки и пр. Кроме того, надо сдать еще и 6 фотографий 3х4 см и упаковать весь этот «стос» документов в папочку со скоросшивателем или с тесемками, в зависимости от прихотей приемной комиссии.
В ВУЗах давка среди желающих получить высшее образование. В ходу давно забытые бумажные списки из тех, кто стремится попасть в заветный кабинет
Затем надо преодолеть очередь, выиграть «вбрасывание» в кабинет приемной комиссии, где обычно документы принимает один сотрудник, предъявить ему оригиналы, дождаться, чтобы он сверил с ними копии и заверил их. Плюс время на проверку подлинности результатов, указанных абитуриентом в сертификате.
Если же несчастный школяр забыл какую-нибудь бумажонку, то вся экзекуция повторяется сначала. Ведь за дверью колышется разгневанная толпа тех, кто хочет зайти. И они ни за что не уступят незадачливому разине свое место.
Буря стихает лишь к 19-20 часам, когда по пустеющим душным коридорам отступают последние на сегодня родители, в надежде завтра отвоевать себе и своему чаду место в списке на сдачу документов. На подоконниках остаются на ночь лишь клочки бумаги с «неправильными» списками, пустые бутылки из-под минералки и обертки от мороженого: урнами коридоры не изобилуют.
И такая картинка будет продолжаться еще не меньше недели. Ведь например, если в большинстве вузов срок приема документов – до 29 июля, то в КНУ им. Шевченко – всего до 18 июля. А значит – завтра снова в бой, покой родителям только снится.
Недостроенный мостик
Справедливости ради надо сказать, что описанная выше апокалиптическая картинка характерна не для всех институтов страны и даже Киева. В менее престижных заведениях, говорят, все более-менее спокойно. Конкурс поменьше, чем в самых крутых вузах Киева, и истерии нет.
Но вопросы все равно есть. Ведь на дворе – XXI век. Причем живем мы в Украине, а не где-нибудь в джунглях Африки, где об Интернете до сих пор не слышали. Конечно, в Украине тоже не у всех есть доступ к всемирной паутине. По разным оценкам, лишь каждый четвертый украинец обладает сегодня «окошком в мир». Но даже на фоне нетотальной информатизации украинского общества, у нынешней проблемы есть совершенно простой способ решения.
Ведь что возмущает больше всего? То, что все возможности для решения проблемы очередей давным-давно есть. И Минобразования уже сделало соответствующие шаги. Но, мостик между школой и вузом, как всегда, недостроили как раз посредине. То есть автоматизировали сдачу тестов школьниками, автоматизировали работу вузов, а модуль, который бы сопрягал эти две автоматизированные системы, не внедрили.
Например, в этом году практически на каждого школьника, который заявил о желании сдавать независимые тесты, в Украинском центре оценивания качества образования завели персональную электронную страницу. Она закрыта индивидуальным PIN-кодом школьника, а этот код каждый одиннадцатиклассник получил по почте еще в начале прошлого учебного года.
Штука действительно очень удобная и хорошая – открываешь сайт центра, заходишь на персональную страницу, и видишь результаты сначала по итогам пробного, а затем и по итогам окончательного тестирования. В дополнение к этому достаточно быстро и корректно обновляется информация о работе центров, апелляционных комиссий. Нет слов – молодцы. И, несмотря на некоторую перегрузку сайта Центра, он со своей задачей справился. Все поступающие (а это около полумиллиона школьников) могли зайти в Интернет и узнать результаты сдачи своих тестов по выбранным предметам, не бегая по школам за этой информацией.
Теперь посмотрим на проблему с другой стороны. Каждый вуз заранее определил, сертификаты по каким дисциплинам должен предъявлять абитуриент при поступлении на ту или иную специальность. Фактически – это основная информация, на основании которой вуз принимает решение о зачислении абитуриента.
Есть, правда, еще всякие вступительные льготы, но они также уже учтены в электронных базах данных ведомств, которые эти льготы абитуриентам предоставляют. Остальные же бумаги, в частности, всякие ксерокопии – всего лишь макулатура, которая вузам и не нужна вовсе. Им нужны оригиналы документов тех, кого зачислили.
То есть, с одной стороны мостика, находится абитуриент с набором сертификатов (в этом году для экономии все итоги печатали на одном листе). С другой стороны – несколько сотен вузов с заранее обозначенным набором дисциплин для вступления.
Возникают простые вопросы – зачем студенту пешком возить эти бумаги в вузы? Зачем его ограничивать рамками физической досягаемости того или иного университета или института? А если студент хочет поступить в другой город? А если он талантлив, как Ломоносов, но живет в сельской местности? Чем он виноват? Может быть, такой абитуриент не сможет поступить в престижный вуз и стать Нобелевским лауреатом лишь из-за того, что у его родителей нет денег на проезд в тот же Киев?
И вообще, почему бы не сделать так, чтобы данные тестов автоматически засылались во все вузы, выбранные студентом на сайте того же Центра или одной из автоматизированных систем высшего образования, например, системы «Освіта» или «Конкурс»?
Ведь с точки зрения математики, это всего лишь несложная задача создания множества комбинаций из двух-трех тестовых итогов. Причем задача немногоходовая.
Первый шаг: потенциальный студент выбирает вузы, набор дисциплин которых сосответствует набору тестов абитуриента, и засылает туда свои результаты.
Второй шаг: вузы, получив заявки абитуриентов и информацию о льготах, проводят свою внутренную работу, выводят конкурсный балл, заполняют бюджетные места и принимают решение. Частично эта идея уже работает в базе vstup.info системы «Конкурс».
Третий шаг: абитуриент получает на своей странице ответы от вузов, готовых его принять, и выбирает учебное заведение, в котором хочет учиться. И лишь после этого отдает в этот вуз оригиналы документов.
Четвертый шаг: вузы практически в режиме on-line утрясают свои списки.
При этом заметьте – никаких очередей и истерии в приемных комиссиях. Никакого человеческого фактора в виде полусонных и уставших от нервотрепки сотрудников приемных комиссий, которые от перегрузки могут забыть не то что данные абитуриента, а свое собственное имя.
С кого же теперь брать взятки?
Ведь очереди – это анахронизм даже с точки зрения поступления через взятки. В нынешней вступительной кампании менеджеры вузов полностью дезориентированы, и никто никому ничего не обещает. Если раньше чадолюбивые родители могли договориться с любителями дензнаков в вузе, и те ставили нужную оценку на вступительных экзаменах, то в этом году у вузов даже отобрали право на всякие собеседования. Только тесты! Наверное, это правильно, и существенно снижает коррупционную составляющую вступительной кампании.
Может быть, истерия с очередями – всего лишь проявление мести руководителей вузов, которые лишились привычного финансового потока от благодарных поступающих, и в бессильной злобе решили – раз мы не можем влиять на процесс поступления, то хоть испытаем наслаждение от мучительства абитурентов в очередях?
Или же подобный «творческий» подход к автоматизации процесса образовательных услуг – результат кулуарных договоренностей бывшего и нынешнего руководства Минобразования с приближенными к ним фирмами-разработчиками софта?
Каждому – свои
Ситуация вполне в духе новейшей украинской истории: у каждого министра – свои программисты. Например, пришел Вакарчукв Минобразования, поднял на флаг независимое тестирование – и в фаворе вполне могли оказаться опредленные разработчики софта для соответствтвующих программных комплексов.
Насколько честен нынешний министр Иван Вакарчук, мы, очевидно, узнаем вскоре после его вероятного ухода. На чем, кстати, настаивают потенциальные участники будущей широкой коалиции – регионалы. И о чем уже писал «Багнет».
Но, пока Вакарчук-старший находится при власти, в том же Национальном экономическом университете, а вернее – на его ступенях, градус психоза родителей абитуриентов достигает предела (см. больше фото ниже в «Фоторепортаже»). И министру можно говорить в свое оправдание все что угодно – и что денег нет, и что законодательное поле не регулируется, и что кто-то где-то в системе образования погряз в коррупции. Факт, как говорится, «на лице»: сегодня в образовательной отрасли действуют много различных информационных систем, которые практически никак не связаны между собой.
Лоскутная автоматизация – бич украинских информационщиков, особенно при выполнении госзаказов. Когда программные модули разрабатываются в разное время и разными фирмами, не заинтересованными в сотрудничестве между собой и лишь осваивающими доставшиеся им от «близости» к тому или иному «властному телу» бюджетные средства, результат получается всегда один и тот же – программы есть, но пользоваться ими никто не может.
А рецепт от такого короткого «лоскутного одеяла» прост – вертикальные информационные системы, например, в том же образовании, должен делать единый разработчик – системный интегратор. Он может интегрировать модули в общую систему, может состыковать блоки, может совершенствовать систему, обслуживать ее. А главное – такой разработчик может и должен нести ответственность за конечный результат функционирования программного комплекса. В данном случае с вступительной истерией – за тем, чтобы родители и их дети-абитуриенты не занимали с ночи безумные очереди в скверах перед вузами, а, как и подобает жителям европейской страны, могли воспользоваться плодами автоматизации образовательного процесса.
При таком подходе Украина сможет построить по-настоящему так называемое электронное государство. При этом в нашей стране есть компании – системные интеграторы, которые обладают соответствующими технологиями, а главное навыками и опытом.
Среди них, например, украинский Консорциум «ЕДАПС», в состав которого, кстати, входят такие IT-компании как корпорация Инком (крупнейший интегратор IT-технологий) и компания VTI (ОАО «КП ВТИ», разработчик сложных государственных автоматизированных систем управления информацией – например, Государственной информационной системы регистрации физических лиц и их документирования).
Но для того, чтобы подобное решение было реализовано, в суровых реалиях украинского бизнеса нужна не только квалификация разработчиков, но прежде всего – политическая воля и честность чиновников. Хотя, признаемся, словосочетание «честный чиновник» в Украине звучит как издевка. Не так ли, г-н Вакарчук?