Посол Польши: нам нужна Украина
Генрик Литвин дал эксклюзивное интервью «Багнету»
Украина и Польша – давние соседи со сложной общей историей и точками соприкосновений. Многим казалось и кажется до сих пор, что Польша, после всех украинско-польских конфликтов и взаимных обид, будет так активно, практически на протяжении 20 лет оставаться верным союзником Украины в европейских структурах, даже когда сама Украина теряла к ним интерес. О сложностях украинско-польских отношений, проблемах общей истории и политических реалий корреспондент «Багнета» поговорил с чрезвычайным и полномочным послом Польши в Украине опытным дипломатом Генриком Литвиным.
- Господин посол, проблема исторических взаимоотношений Украины и Польши до сих пор стоит остро, например, по конфликтным вопросам, касающимся ХХ века… Что должны делать в такой ситуации политики, а что – историки? Насколько политика должна вторгаться в историческую плоскость?
- Политики должны быть активны только в таком направлении, чтобы создавать пространство для дискуссий, благоприятные условия для историков, публицистов, журналистов. Если есть разные подходы к конкретным элементам нашей общей истории, то об этом надо говорить. А все остальное – дело историков, публицистов, людей, которые занимаются культурой и т.д. И важно понять, что это не может быть сделано политическими заявлениями, декларациями, они не имеют влияния… Все помнят, что был в СССР декрет ЦК КПСС про Переяславскую раду. Можно им заниматься, но повлияет ли это на историческую реальность?
- Какой ваш взгляд на кино в плане истории, поскольку такие фильмы как «Катынь» или «Битва Варшавская» были восприняты неоднозначно.
- Ну, если речь идет о «Катыни», я бы не сказал, что в фильме были такие элементы, которые были бы неоднозначно восприняты. Не каждый фильм должен нравиться всем. А «Битва Варшавская» - картина историческая. Фильм – это всегда очень индивидуальное творение своего творца. Это не элемент исторической политики государства. Это индивидуальная точка зрения, а не презентация официального подхода. Про российские фильмы тоже есть что сказать: были такие же фильмы про общие моменты российско-польской истории, например, «1612», но и этот фильм - это индивидуальный подход, тяжело даже сказать, что это исторический фильм… Это свободный подход к историческому материалу.
- Немного о политике. Польшу часто называли и называют адвокатом Украины в ЕС. В нынешнем году саммит Украина-ЕС, увы, исходя из слов еврочиновников, не пройдет – из-за политических преследований, и т.д. Какие перспективы изменений отношений между Киевом и Брюсселем?
- Что будет с диалогом ЕС и Украины? Тяжело об этом говорить до выборов. Это подчёркивают все со стороны ЕС. Давайте подождем конца выборов. Посмотрим, какая будет оценка ЕС, ОБСЕ, и, если она будет позитивной, будем вести диалог и искать полезные решения. И по саммиту тоже не так однозначны оценки. Все упирается в выборы, зачем говорить о саммите, если выборы на носу…
- Скажите, а не устала ли Польша быть нашим адвокатом?
- Польша не устала быть адвокатом Украины, ну, никак… Оценки в отношении Украины были разными всегда, и в Польше в том числе. В том числе, насколько Украина детерминирована, чтобы интегрироваться в ЕС. Но мы не добрый сосед, который хочет помогать просто потому, что хочет помогать. Мы считаем, что для нас, для ЕС, для благосостояния, стабильности зоны демократии в Европе Украина нужна…
- Щит от востока?
- Нет, не щит… Украина - это большая страна Европы, и если мы хотим строить стабильность в Европе, мы не можем оставить Украину в стороне от этих процессов. Нам надо думать о том, чтобы Украина была включена в процессы экономики, международной безопасности, и мы говорим ЕС, что Украину к этим процессам надо подключать. И мы повторяем Украине, что оставаться между двумя блоками, между двумя системами – это может быть выход на короткое время… Это подход, который подготовлен изменениями в польской ментальности и польской политической мысли.
- Недавно мы перевернули еще одну страницу нашей общей украинско-польской истории – ЕВРО-2012. У нас были разные условия и источники финансирования, Польша имела свои возможности, исходя из ее членства в ЕС и нахождения в Шенгене, для приема болельщиков… А как, на Ваш взгляд, Украине удалось сделать все, исходя из своих возможностей, или можно было все же достичь большего?
- Знаете, всегда можно сказать, что могло бы быть больше гостей… Было бы лучше, если бы больше команд жили в Украине во время ЕВРО. Вообще я искренне считаю, что для Украины это был успех, и имидж Украины изменился позитивно. Многие приехали и увидели своими глазами то, о чем они не догадывались, наконец, они узнали этот край. Для нас Украина, например, не новинка…
- Для Вас – это для граждан Польши?
- Да, мы знали, что, приезжая в Киев, Харьков или Донецк, мы приезжаем в европейский город. А для многих людей из Западной Европы это была все же неожиданность, и это была хорошая наука.
Беседовал Сергей Костеж