Провальный рейтинг самых «кассовых» украинских фильмов, снятых за счет государства
Информацию о кассовых сборах пришлось собирать практически по крупицам
Одним из самых объективных критериев оценки популярности того или иного фильма является анализ кассовых сборов. Вдохновившись примером ведущих мировых «бокс-офисов» (профессиональных агентств, которые составляют рейтинги кинолент), «Багнет» решил составить список самых успешных фильмов украинского производства, ориентируясь на их финансовый успех. В процессе сбора информации неожиданно всплыл ответ на вопрос, почему украинский кинематограф находится в столь плачевном состоянии. Вероятно, дело не в качестве фильмов, а в полном отсутствии желания, умения или возможности продать свое творение, достойно прорекламировать и показать его зрителям. Ведь наше кино с завидной регулярностью завоевывает всевозможные престижные награды. Но, как оказалось, информацию о кассовых сборах, а уж тем более статистику посещений кинотеатров в открытом доступе, не говоря уже о каких-то глобальных оценках и рейтингизации, найти очень трудно. Хотя зарубежные производители взахлеб рассказывают чуть ли не о каждом центе, который заработало их детище за тот или иной уик-энд.
Но обо всем по порядку. Как сообщили в ответе на информационный запрос ИА «НАШ ПРОДУКТ» в Государственном агентстве Украины по вопросам кино, в период с 2008-го по 2012-й год из государственного бюджета были выделены деньги на создание шести фильмов. А уж данные о кассовых сборах любопытным журналистам посоветовали узнать у компаний-дистрибьюторов. Оказалось, что это просто-таки тайна за семью печатями. Потому наш рейтинг, к сожалению, будет носить очень и очень условный характер.
1-е место: «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» (2012)
По данным авторитетного портала BoxOfficeMojo, фильм Михаила Ильенко, который вышел на экраны в январе 2012-го года, собрал 174 289 долларов. Пожалуй, это чуть ли не единственный пример удачного менеджмента, который позволил не только продать ленту, но и познакомить многих украинских зрителей с отечественным кинематографом. Как рассказала «Багнету» директор киевского кинотеатра «Жовтень» Людмила Горделадзе, именно эта украинская картина с успехом демонстрировалась три месяца и собрала кассу на уровне блокбастера. Правда, потратили на создание этого блокбастера 16 миллионов гривен, 10 из которых - государстванные.
2-е место: «В субботу» (2011)
Информация о кассовых сборах скандальной ленты о Чернобыле Александра Миндадзе есть только в российских источниках. Интересно, что фильм снимали совместно Украина, Россия и Германия. Но вот в нашей стране по неизвестным причинам он якобы так и не получил прокатного удостоверения. В России же за все время проката в кинотеатрах лента заработала 138 043 доллара. Отметим, что ленту «В субботу» назвать «низкопробным кино» просто язык не повернется. Ведь ранее мы сообщали, что эта лента получила «Золотого орла», а также гран-при международного кинофестиваля в Брюсселе.
3-е место: «Владыка Андрей» (2008)
По информации официального дистрибьютора ООО «Гемини», фильм Олеся Янчука «Владыка Андрей» заработал в прокате 181 042 гривны, или примерно 22 630 долларов, если ориентироваться на валютный курс по состоянию на август 2008-го года. Напомним, что в 2008-м году картина о митрополите УГКЦ Андрее Шептицком была представлена на Каннском кинофестивале, а в 2009-м фильм демонстрировался в рамках «Дней украинского кино» в Кельне.
И на этом рейтинг, собственно, заканчивается. Хотя в список, предоставленный Госкино, входят еще три фильма, сколько-нибудь достоверной информации об их кассовых сборах, к сожалению, нам обнаружить не удалось.
Так, детский фильм Романа Ширмана «Прикольна казка» (2008), якобы смог получить по 6 191 гривне с каждой из 26 фильмокопий, то есть примерно 20 000 долларов по курсу 2008-го года. Эта цифра была озвучена одному их украинских изданий продюсером Еленой Фетистовой три года назад. Но на том же BoxOfficeMojo и других аналогичных ресурсах данные не публиковались. Точно так же нет информации об отмеченных разнообразными наградами и премиями фильмах «Мелодия для шарманки» Киры Муратовой (2009) и «Райские птицы» Романа Балаяна (2008).
По мнению Людмилы Горделадзе, так мало отечественных фильмов появляется в украинских кинотеатрах по двум причинам. Первая - эти фильмы снимают в очень небольшом количестве. Вторая – далеко не вся готовая продукция подходит кинотеатрам по прокатным характеристикам.
«Можно сказать, что фильмов производится больше, чем доходит до проката. Но все, что дошло до широкого экрана и доступно для показа по техническим форматам кинотеатра, мы включаем и принимаем. Например, «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» в кинотеатре «Жовтень» демонстрировался три месяца и получил прокатные результаты на уровне блокбастера»,- сообщила Людмила Горделадзе.
«Скажите, пожалуйста, если товар не выложить на прилавок, то, сколько людей купит этот товар?»,- добавила директор «Жовтня», комментируя ситуацию с неутешительными прокатными данными украинского кино.
Также нашим фильмам как воздуха не хватает «двигателя торговли», то есть рекламы. Ведь не секрет, что если правильно подать товар, то зрители пойдут и не на самое изысканное кино.
«Большое значение имеет реклама. Если будет хорошая реклама даже на украинский фильм, он будет пользоваться успехом»,- рассказала заместитель директора кинотеатра «Киевская Русь» Анна Швец.
«Знаете, люди приходят в кинотеатр посмотреть те фильмы, которые не так интересно будет смотреть в домашних условиях. То есть, они хотят зрелищ. К сожалению, украинские фильмы очень редко предоставляют именно зрелища для людей, чем-то могут их удивить. Поэтому, судя по звонкам, по интересам аудитории, я могу сказать, что очень небольшой процент аудитории интересуется украинским фильмом. Наверное, я бы сказала, процентов пять»,- добавила Анна Швец.
Кинематографисты часто жалуются на то, что государство не выделяет денег на создание отечественного кино. Но наш мини-анализ породил вопрос – а кто будет вкладывать миллионы гривен в убыточные проекты, которые не могут «продать»? Фестивали и награды, это, конечно, престижно. Но ведь киноиндустрия – это бизнес, который продает публике если не хлеб, то уж точно зрелища. И до тех пор, пока маститые и титулованные отечественные кинематографисты не приноровятся к условиям рынка, каждый 6-й украинский фильм так и будет пылиться на полках архивов.
Валентина Дудко