07:45 / 14.02.2012 Общество

Правозащитники заявляют о «ментовском беспределе»

Озвученное ими количество замученных в райотделах, мягко говоря, удивляет

Украинские правозащитники в очередной раз решили шокировать общественность количеством людей, замученных в райотделах милиции. По их сомнительным подсчетам, в прошлом году 980 тысяч человек подверглись насилию. Косвенным подтверждением своих умозаключений они назвали количество вызовов в следственные органы бригад скорой помощи. Появление в милицейском здании людей в белых халатах они, конечно же, также объясняют исключительно пытками.

Поверив на слово этим экспертам, можно сделать вывод, что с защитой прав задержанных в нашей стране ситуация более чем катастрофическая. Все следователи – изверги и палачи, успевающие каждые 40 секунд кого-то пытать и истязать своими мозолистыми руками. Гестапо отдыхает…

По мнению спикеров правозащитных организаций, пытки в милиции вызваны требованием руководства повышать раскрываемость и банальное неумение вести следствие законными методами. К причинам издевательств они отнесли и советское наследие следственных органов. То есть 20 лет следаки «шьют дела» нитками признательных (естественно, выбитых силой) показаний. Математики от всевозможных правозащитных организаций почему-то не пошли в своих расчетах дальше и не заявили, что с той поры, как Украина стала независимой, менты замучили половину ее населения, включая стариков и детей… 

Смотрим статистику МВД за 2011 год. Всего расследовалось 578 тысяч преступлений, включая особо тяжкие (14 632), тяжкие (193 664), средней тяжести (292 736) и малозначительные (76 968).

Даже если предположить, что по всем уголовным делам есть подозреваемые или обвиняемые и над каждым из них наши 15 тысяч Шерлоков Холмсов  поиздевались, то где отыскать еще 400 тысяч подсчитанных правозащитниками жертв?

Конечно же, 100-процентной раскрываемостью в Главном следственном управлении МВД похвастаться не могут. По словам начальника ГСУ Василия Фаринника, около 230 тыс. преступников предстали перед судом и всего к 35 тыс. из них применялась такая мера, как арест.

Таким образом, виртуальная формула, которую отечественные защитники права используют для своих подсчетов, просто не выдерживает критики. Тогда зачем они это делают? Зачем нагнетают обстановку? Душа болит или надо перед кем-то отчитаться за «проделанную работу»?

Не хочу, чтобы у читателя сложилось мнение, что автор этого материала считает Министерство внутренних дел Украины белым и пушистым. Меня, как и прочих людей, возмущают преступления, совершенные теми, кто должен защищать закон, случаи явного пренебрежения работниками милиции правами и свободами граждан, хамство и низкий уровень культуры многих сотрудников ОВД. И меня воротит от поступков некоторых милиционеров, которые в народе окрестили «ментовским беспределом». Напомним, не так давно во Львовской области группу милиционеров уволили за пьянку на работе.

Но вернемся к 980 тысячам пострадавших от рук милиции граждан… Давайте  посмотрим на реальные, а не дутые цифры. По статистике, с заявлениями про пытки в милиции в правоохранительные органы обращался 71 гражданин. В 26 случаях эта информация не подтвердилась на начальном этапе проведения служебных проверок Службой внутренней безопасности и Инспекцией по личному составу. Остальные материалы изучала прокуратура. Результат – 5 уголовных дел по статье 127-й УК Украины (пытки) возбуждено против работников милиции.

В Инспекции по личному составу Департамента кадрового обеспечения МВД мне назвали и другие цифры, которые, как правило, не афишируют. В 2011 году в отношении работников милиции за превышение власти возбуждено 96 уголовных дел по ст. 365-й УК Украины (58 товарищей в форме обоснованно подозревались в том, что били людей). 14  горе-милиционеров предстали перед судом за нанесение задержанным телесных повреждений. За год в зданиях ОВД зафиксировано 42 смерти, в том числе 13 самоубийств. По пяти фактам возбуждены дела. Т. е. к смерти задержанных могут быть прямо или косвенно причастны работники милиции. 

Эти показатели хотя и далеки от тех, которыми оперируют правозащитники-грантоеды, но также дают все основания утверждать, что в рядах милиции, мягко выражаясь, немало случайных людей.  

В последнее время звучит много заявлений о необходимости быстрого и, главное, решительного реформирования МВД. Хочется верить, что новый министр внутренних дел Виталий Захарченко сможет  переломить ситуацию и приблизить милицию к народу. Его призыв «человек – превыше всего», надеюсь, услышат более 200 тысяч его подчиненных.

Владислав Кузнецов