Украинское войско вовсю пытается стать способным к бою
Причем, как получается – пока сказать трудно
Наша страна вполне может оказать лицом к лицу с угрозой непосредственного участия в вооружённом конфликте, признали в Минобороны Украины. Более того, об этом прямо сказано в Концепции реформирования вооружённых сил страны до 2015 г., принятой в конце2010 года. Но если послушать экспертов, политиков, просто военных, то ясно возникнет ощущение, что армия Украины сейчас к боевому противостоянию не то что не готова, попросту не пригодна…
Впрочем, о военных делах лучше по порядку.
Концепция развития армии предусмотрела боевое применение войск
Ситуация, в которой Вооруженные Силы Украины (ВСУ) могут быть вынуждены применить на деле свои профессиональные знания и умения, вполне подробно описана в Концепции реформирования…
«Основными причинами такой ситуации являются: возникающие между государствами противоречия по вопросам территориального разделения, доступа к энергоносителям и стратегическим природным ресурсам; военно-политическая нестабильность вблизи государственной границы…», – уверены в Министерстве обороны.
Впрочем, ввиду реализации политики внеблоковости в этом случае могут возникнуть дополнительные риски, уверены некоторые политики и эксперты. Помимо того, что нейтральная страна должна располагать собственным военным потенциалом во всех видах вооружения и вооруженных сил, способным противостоять потенциальному агрессору (союзников-то нет!), так еще и расходы на боеспособную армию у нейтральной внеблоковой страны должны быть куда выше, чем у страны, состоящей в каком либо военном альянсе и рассчитывающей в «пиковом случае» на военную поддержку со стороны других участников военного союза. В этом уверен эксперт Центра структурной политологии «Выбор» Игорь Чичкань.
«Внеблоковый статус Украины, провозглашённый в самом начале руководства страной Виктора Януковича, предполагает наличие сил, достаточных для круговой обороны или хотя бы реагирования на военные угрозы со всех направлений, а также расчёт исключительно на собственные Вооружённые силы в случае возникновения вооружённого конфликта. В этом – главное условие внеблоковости», – считает эксперт, говоря о сложностях практической реализации нейтралитета Украины.
Это мнение разделяет Дмитро Корчинский, известный политик (кстати, один из немногих в украинском политикуме, кто имеет личный боевой опыт участия в вооруженном конфликте).
«На сегодня я не могу назвать практически ни одного по-настоящему боеспособного подразделения в украинской армии за исключением некоторых подразделений в ПВО и в разведке. Нам просто повезло, что те, кто мог бы создать Украине проблемы пока что занят своими внутренними проблемами, потенциальным агрессорам сейчас не до нас. Но это – пока что…» – уверен Корчинский.
В то же время, по оценке военных экспертов, сегодня целые регионы Украины не имеют ни единой воинской части (Донецкая, Луганская, Харьковская области, большая часть приграничных областей с Румынией), таким образом, оголены важные стратегические направления. Лишь часть воздушного пространства страны фрагментарно прикрыты системой ПВО. О «боеготовности» украинской военной авиации и ВМС, после рассмотрения на заседании СНБОУ стало известно всем.
Пессимистично на боеспособность Вооруженных сил Украины смотрит ведущий украинский знаток проблем обороны Валентин Бадрак, директор Центра исследования армии, конверсии и разоружения. По его словам, обороноспособность Украины разрушена до основания.
«Украина не способна сейчас вести военные действия, адекватно современным военным угрозам. За годы независимости Украина так и не построила до сих пор эффективных и боеспособных Вооруженных Сил. Проблемы армии властью игнорировались и игнорируются, к сожалению», – заявил Бадрак, комментируя состояние ВСУ и перспективы изменения ситуации к лучшему.
При этом эксперт все же отметил необходимость сокращения численности украинской армии с одновременным повышением бюджетного обеспечения войск. По его словам, примером Украине в этом вопросе могут служить такие государства (сопоставимые по размерам и промышленому потенциалу с Украиной), как Польша (численность армии 140 тысяч человек) и Швеция (численность вооруженных сил 25 тысяч человек), где затраты на армию составляют около $7 млрд.
При численности личного состава ВСУ в 200 тысяч человек затраты на содержание армии составляют около $1 млрд. Что никак не обеспечивает достаточный уровень боеспособности армии во всех видах войск.
В частности, Валенитн Бадрак констатировал низкий уровень подготовки военных летчиков. По мнению эксперта, безразличие украинской власти (сейчас и ранее) к созданию действенных Вооруженных Сил объясняется тем, что украинская армия находится за пределами системы «внутригосударственных сдерживаний и противовесов». В Украине компонентами этой системы, по его словам, являются МВД, прокуратура, суды и Служба безопасности Украины.
С Валентином Бадраком солидарен и Дмитрий Корчинский.
«Определенное внимание со стороны власти получают подразделения, готовящиеся к миротворческой службе, но это все-таки не совсем те части, которые могут эффективно быть использованы для возможного вооруженного противостояния на территории Украины. Это все же такие себе образцово-показательные солдаты для «внешнего использования», а не для решения задач внутри страны», – уверен Корчинский.
Новые вооружения есть, но их мало и они морально не новы
Но нельзя сказать, что украинская армия оставлена совсем уж без внимания со стороны государственной власти. Хоть и со скрипом, но в армию периодически поступает обновленная техника. Правда, это в основном реплики советских еще образцов. Но есть и более современные разработки – в танкостроении, например. Так, Первая отдельная танковая бригада (дислоцированная в Черниговской области) получила «подарок» от харьковских танкостоителей завода им. Малышева – 10 танков «Булат». Боевые машины прошли все заводские испытания, технику риняли офицеры военного представительства Минобороны Украины.
Первая партия «Булатов», модернизированных на основе танков Т-64Б, по контракту с МО уехала на Черниговщину осенью прошлого года, и эти десять уедут на днях. И еще девять танков этого типа на заводе им. Малышева обещают поставить военным в первом полугодии 2012-го года.
«В общей сложности (с учетом этих 29 «Булатов») в нашей армии будет насчитываться 85 единиц современных танков», - заявили в Минобороны.
Предполагается, что всего на вооружение украинской армии поступит 400 таких боевых машин.К слову, ранее «Багнетом» сообщалось о том, что Украина займется модернизацией и пакистанских танков.
Так что кое-что для перевооружения в Украине все-атки делается. Другой вопрос, что делается очень мало и не системно.
Армию сокращают, но одновременно планируют ее усиление
Согласно все той же Концепции 2010 года, до 2015 года численность Вооружённых сил Украины уменьшится на 40 тыс. человек. 2010 году Минобороны заявило, что в течение пяти лет Вооружённые силы будут сокращены с 200 тысяч до 160 тысяч человек, или на 20%. Сокращаются боевые части и подразделения, в том числе полностью расформировывается один армейский корпус. И это притом, что украинская армия за последнее десятилетие буквально обросла неэффективными управленческими структурами, которые плодят приказы, директивы, распоряжения, всеми силами доказывая необходимость своего существования.
По словам одного из офицеров (замначштаба бригады) число письменных распоряжений и приказов, которые поступили в его воинскую часть за минувший год, превысило цифру в 10 тысяч. Чтобы просто прочитать весь этот ворох ежедневных указаний многочисленных старших начальников командирам попросту не хватает рабочего дня. А ведь в каждом требуется ещё что-то сделать, и непременно доложить о выполнении.
«В Украине численность вооруженных сил фактически сокращается в режиме «ежедневной эксплуатации». И просиходит это даже не по причине реализации планов руководства страны, а из-за фактического понижения социального статуса военных, крайне низкого уровня денежного содержания (особенно на фоне значительного увеличения зарплаты у служащих в СБУ и МВД), а также ввиду неспособности государства решить жилищные вопросы для военных. На сегодня в Вооружённых силах Украины уже порядка 10 тысяч вакантных офицерских должностей – что по численности сопоставимо с целой дивизией!», – говорит эксперт Центра структурной политологии «Выбор» Игорь Чичкань, отвечая на вопрос о перспективах регулирования численности ВСУ в ближайшее время.
Но руководство страны, по-видимому, имеет свои поводы для оптимизма в отношении развития ВСУ на новом уровне. Иначе не объяснить тот факт, что Концепция реформирования… уже до 2013 года планирует создание отдельного рода войск Украины, основными задачами которого станут ведение специальной разведки, участие в антитеррористических операциях, «уничтожение важных объектов экономики и военных объектов эвентуального противника», контрдиверсионные и контртеррористические операции.
По сути можно сделать вывод о старте процесса формирования первого по-настоящему боеспособного современного войска в составе украинской армии. Войска, где главным показателем будут не выкрашенные бордюры военного городка и не четкость строевого шага солдат, а способность решать боевые задачи.
И пока писался этот материал стало известно о планах Минобороны значительно увеличить суммы, которые будут выделены на программы по вооружению – вдвое больше средств, чем было фактически потрачено в прошлом году. Как ожидают в Минобороне, в течение года оборонный бюджет сможет потратить на вооружение свыше 2 млрд грн. А на подготовку ВСУ отдельной статьей планируется выделить 726,4 млн грн., что на 188,8 млн грн. больше, чем было выделено в 2010 году. Об этом 24 января в Киеве заявил директор Департамента финансов Министерства обороны Украины, генерал-лейтенант Иван Марко.
Также, как отметил генерал-лейтенант, в 2012 году предусматривается выделение 500 млн грн. на финансирование строительства и покупку жилья для военнослужащих.
Можно с удовлетворением предполодить, что лед тронулся? Возможно, если бы не общее недоверие в обществе по поводу возможности что-то изменить к лучшему в сфере обороны уже в ближайшее время. Инициативы руководства страны в сфере Вооруженных сил у некоторых политиков вызывают скепсис и недоверие.
«Я знаю только одного человека, который смог бы реально и быстро вернуть украинской армии боеспособность, – говорит Дмитро Корчинский, – Этого человека я вижу по утрам в зеркале, когда бреюсь…».
… Напомним, ранее «Багнет» сообщали, что украинская армия переходит от бюджета «проедания» к бюджету развития.
Игорь Иванов