Лавринович хочет заработать на психиатрах?
В этом стремлении глава Минюста даже признал пытки людей, содержащихся под стражей
Пытаясь найти способы в очередной раз «подоить» госбюджет, глава Министерства юстиции Александр Лавринович измышляет самые диковинные ходы и реализует самые оригинальные идеи.
Так, Министерство юстиции разработало проект закона, которым предлагается ввести институт психиатрической помощи для обвиняемых, содержащихся под стражей и имеющих психические расстройства. Как сообщила пресс-служба Кабмина, правительство одобрило данный законопроект на своем заседании.
По словам министра юстиции Александра Лавриновича, которого цитирует пресс-служба Кабмина, необходимость разработки законопроекта была вызвана тем, что положения действующего национального законодательства не соответствуют требованиям статьи 49 Конституции Украины и статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (запрет пыток).
Лавринович убеждег, что из-за изъянов национального законодательства лица, имеющие психические расстройства и содержащиеся под стражей во время досудебного следствия, не получают адекватную психиатрическую помощь. Таким образом, необеспечение лиц, которые полностью находятся под контролем государства, медицинской помощью приводят к нарушению статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Приводятся и примеры, когда Украине эти недостатки в законодательстве выходили боком. Так, в 2007 году Европейский суд по правам человека вынес решение по делу «Кучерук против Украины», которым признал нарушение Украиной, в частности, статьи 3 Конвенции в связи с непредоставлением адекватной медицинской помощи психически больному заявителю, который содержался под стражей в следственном изоляторе.
Предложенным Минюстом проектом закона Кабинет министров предлагает внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс и ввести институт психиатрической помощи для обвиняемых, содержащихся под стражей и имеющих психические расстройства. Также предлагается внести изменения в Законы Украины «О предварительном заключении» и «О психиатрической помощи», которые необходимы для эффективной реализации положений разработанного проекта закона.
Принятие этого законопроекта, отмечает Лавринович, позволит устранить недостатки законодательства и привести его в соответствие с Конституцией Украины, а также прекратить вызванные этими недостатками нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласимся, объяснение необходимости принятия подобного закона звучит вполне правдоподобно. Но, выслушав Лавриновича, нельзя и не задаться некоторыми вопросами.
Так, по сути, объясняя актуальность законопроекта, Лавринович по сути признает: в Украине сегодня применяются пытки против обвиняемых, содержащихся под стражей во время досудебного следствия. И практика эта длится столь давно, что уже даже международные судебные инстанции указывали Украине на этот вопиющий факт.
А ведь это странно. Согласно действующему международному праву, пытки являются преступлением против человечества, они запрещены массой различных международных правовых документов, начиная с Всеобщей декларации прав человека ООН. При этом сам Лавринович, как известно, занимает пост главы Минюста уже в третий (!) раз. И вот, придя в третий раз на эту должность, Лавринович только через полтора года вдруг спохватился: елки, так у нас же народ вовсю пытают!
Согласимся, несколько непонятно, отчего Лавринович вдруг начал демонстрировать такую прыть и так заботиться о правах человека. Собственно, это тот случай, когда оценивая нужность и своевременность инициативы, стоит внимательнее взглянуть на ее автора.
Так, недавно на расширенном заседании Кабинета Министров Украины работа Лавриновича была оценена как не эффективная. Премьер-министр, по сути, дал понять: Лавринович на должности главы Минюста слишком уж мало думает о своих непосредственных должностных обязанностях.
Кроме того, стоит вспомнить попытки Лавриновича привлечь к производству украинских идентификационных документов погрязшей в коррупции немецкой компании и организовать распил 1,5 млрд грн. С этой целью ему даже «удалось» ввести в заблуждение Президента страны, который наложил вето на закон об электронных документах. Плюс лоббирование Лавриновичем интересов юридической компании, которую возглавляет эго сын Максим – картина вырисовывается и вовсе неприглядная.
Таким образом, закрадываются серьезные сомнения, что в «психиатрической» инициативе Лавриновича кроется только забота о гражданах Украины, которые вдруг сбились с пути истинного и при этом имеют психические расстройства. Что-то подсказывает, что главу Минюста в этом деле куда больше интересуют бюджетные средства, которые можно «освоить» под создание системы психиатрической помощи. В том, что задержанные ее будут получать на высоком профессиональном уровне, возникают сомнения. А вот в том, что Минюст под этой маркой от души залезет в госбюджет – таких сомнений нет.