09:45 / 10.11.2011 Общество

Лавринович возглавил борьбу с коррупцией – теперь она непобедима

Украина рискует снова оказаться с черных списках FATF и конкурировать с Гондурасом

По уровню коррупции, Украина давно и безальтернативно занимает «ведущие» места в различных рейтингах. Масштабы распространения этого явления поражают. Согласно опросу международной аудиторской компании Ernst&Young широкое распространение коррупции в Украине признают 91% предпринимателей, а по распространению взяточничества страна занимает предпоследнее место среди 25 стран Европы. Замыкает рейтинг-лист лишь Россия, где коррупцию признают 93% бизнесменов.

Еще в одном рейтинге, составляемом международной организацией Transparency International, в прошлом году Украина заняла 134-ое место по уровню коррумпированности среди 178 стран мира. Тут наша страна конкурирует с Азербайджаном, Гондурасом и Нигерией.

Многие эксперты утверждают, что особо радоваться факту недавнего исключения Украины из черного списка межправительственной группы по борьбе с отмыванием денег FATF, не стоит. И для этого существует несколько причин.

Во-первых, нашу страну скорее авансом признали благонадежной, поскольку с 1 июля 2011 года вступил в силу закон «Об основах предотвращения и противодействия коррупции в Украине». Эксперты FATF поверили, что данный антикоррупционный закон, предусматривающий механизмы предотвращения и выявления коррупции, действительно станет основным рычагом для борьбы с коррупцией в Украине.

Во-вторых, как показывает практика, оказаться снова в черном списке и достаточно просто. Если ситуация не поменяется в лучшую сторону, эксперты снова будут неумолимы. А предпосылок, чтоб государство рассматривали как способствующее отмыванию грязных денег и несущее угрозу другим стран – очень много.

Стоит признать, что украинская власть действительно принимает много решений, которые направлены на борьбу с этим постыдным явлением. Недавно Президентом Украины поручено провести ряд дополнительных мероприятий в сфере противодействия коррупции. Об этом говорится в Указе Президента Украины от 05.10.2011 г. № 964/2011 «О первоочередных мерах по реализации Закона Украины« О принципах предотвращения и противодействия коррупции». Согласно с этим документом предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра лиц, совершивших коррупционные правонарушения. Предполагается усиление контроля над своевременным представлением деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера. Генеральной Прокуратуре Украины совместно со Службой безопасности Украины указано наладить функционирование телефонов доверия для сообщения о фактах коррупционных правонарушений.

Казалось бы, предпринимается достаточно много мер для противодействия коррупции в стране. Но, вместе с этим, по официальным данным за последние девять месяцев отмыто 32 млрд грн. Как отмечается, одними из самых распространенных схем отмывания денег остаются незаконный вывод денег за границу и инвестирование, которое ведется из оффшорных зон. Такими методами в 2010 году было легализовано 27 млрд грн. Сумма сомнительных операций с ценными бумагами составила 8,3 млрд гривен. По средствам оформления грузов по поддельным документам или с помощью псевдоэкспорта отмыто 5,1 млрд грн. Операции со страхованием и перестрахования оценены в 2,1 млрд грн., а проведенные с использованием поддельных документов – 1,6 млрд грн. Махинации с приватизацией -1,1 млрд грн.

Кроме того, по словам бывшего министра МВД Могилева, в этом году правоохранители выявили около 3 тысяч такого рода преступлений с землей как среди представителей органов власти, так и сотрудников контролирующих органов. Зафиксировано 347 фактов получения взятки на сумму более 10 тыс. грн., 150 случаев получения свыше 30 тыс. грн., и 115 случаев получения взяток на сумму более 100 тыс. грн. Самая большая взятка, которую в этом году зафиксировали украинские правоохранители, составила 10,5 млн грн.

Зарубежным экспертам сложно объяснить, как украинский чиновник получающий зарплату в 5 тыс. грн., может позволить себе купить престижный автомобиль новейшей модели, стоимостью несколько сот тысяч евро и по нескольку раз в год тратить на отдых за границей десятки тысяч долларов. При всем этом, высокопоставленные коррупционеры не стесняясь, владеют бизнесом и умудряются его вести даже в рабочее время. И меняться, судя по всему, украинские государственные служащие совсем не спешат. Вот поэтому и существует огромная вероятность снова оказаться в позорном списке FATF и дальше конкурировать с  Гондурасом.

Но, есть еще одна причина, по которой продвинуться вперед в борьбе с коррупцией, невзирая на все положительные и революционные решения руководства страны, пока не представляется возможным. Причина в том, что до создания специального органа по борьбе с коррупцией в стране, эти функции будет исполнять Министерство юстиции Украины, которое сегодня возглавляет Александр Лавринович. Давайте проанализируем: сможет ли чиновник, давно погрязший в коррупции, который фактически является олицетворением украинского чиновника-коррупционера, адекватно бороться с этим явлением в стране? Вопрос риторический.

Недавно, на расширенном заседании Кабинета Министров Украины работа Лавриновича была оценена как не эффективная. Другими словами Премьер-министр уже не надеется, что этот подчиненный может быть полезным для страны.  Кроме того, стоит вспомнить попытки Лавриновича привлечь к производству украинских идентификационных документов погрязшей в коррупции немецкой компании и организовать распил 1,5 млрд грн. С этой целью ему даже «удалось» ввести в заблуждение Президента страны, который наложил вето на закон об электронных документах.

А если к этому еще приплюсовать и лоббирование Лавриновичем интересов юридической компании, которую возглавляет эго сын Максим – картина вырисовывается и вовсе неприглядная. С таким куратором антикоррупционной деятельности в стране – это явление будет непобедимым.