Одежда секонд-хенд не может конкурировать с отечественным легпромом, - эксперты
Легкой промышленности в стране, по сути, нет
«На восстановление украинской легкой промышленности уйдут годы. Во-первых, у нас нет сырьевой базы, фабрики и заводы давно распроданы под торговые центры и фитнес-клубы. В основном, нашлегпром сейчас работает по так называемой давальческой схеме. То есть – на территорию Украины завозится материал, фурнитура, и наша дешевая рабочая сила шьет продукцию, которая затем вывозится за границу. Налоги такие предприниматели также платят за рубежом», - отметил на пресс-конференции, посвященной проблемам рынка секонд-хенд, президент Ассоциации дилеров такой одежды Владислав Мясоедов.
По его словам, все заявления некоторых чиновников о том, что ношенная одежда, которую завозят из Европы и США, препятствует развитию отечественного легпрома, являются спекуляцией и абсурдом. Кроме того, ни одному производителю просто не придет в голову бредовая идея – производить одежду, которая будет конкурировать с ношенными вещами.
«Пошить костюм в Европе стоит около 17 евро, в Украине – около девяти, а в Китае – то такая работа обойдется в три-четыре евро», - добавил еще один участник пресс-конференции президент Лиги защиты прав человека – Всеукраинского объединения предприятий «Союз консультантов по экономике и праву», юрист Игорь Годецкий.
«Легкой промышленности в том виде, в котором она была в СССР, в Украине больше не будет. По той простой причине, что она была построена под хлопок из Узбекистана. Где сейчас фабрика Розы Люксембург и остальные предприятия? Там – бизнес центры, швей выбросили на улицу. Только в Киеве были две большие швейные фабрики. Дело в том, что сейчас возрождать эту сферу экономически невыгодно. Мы не имеем льгот, чтобы снизить стоимость производства. То, что сейчас некоторые говорят – это фарс. Под маркой заботы о развитии легкой промышленности заинтересованные чиновники пытаются взять под свой контроль целые отрасли», - считает Игорь Годецкий. Большей конкуренции немногочисленным отечественным производителям стоит опасаться со стороны китайского легпрома, отмечают эксперты.
Тем временем, торговля секонд-хендом в Украине дает существенные поступления в бюджет – по данным Владислава Мясоедова, отрасль входит в 30-ку бюджетообразующих. Кроме того, ношенная одежда по-прежнему остается популярной в стране, где большинство населения имеет доход ниже среднего. Сегодня секонд-хенд покупают и носят 85% украинцев. Среди них – не только малоимущие и пенсионеры. Около 50% потребителей одежды бу – молодежь и более-менее обеспеченный средний класс. Кроме того, торговля секонд-хендом дает стране множество рабочих мест.
Все разговоры о том, что ношенная одежда мешает развиваться промышленности, результат передела рынка «секонда», уверены участники пресс-конференции. Как сообщал ранее «Багнет», большая часть этого рынка в Украине является коррумпированной. Предпринимателям создают такие условия, когда они вынуждены, по сути, обманывать государство в пользу заинтересованных таможенников и чиновников.
«Схема проста: создаются очень жесткие условия, потом для кого-то они облегчаются за определенную «мзду», и тот, кто не соглашается с предложенными правилами, понимает, что у него нет будущего в этом бизнесе и вынужден его продавать или закрываться», - констатирует Игорь Годецкий.
Напомним: «Багнет» писал о борьбе ивано-франковского поставщика секонд-хенда Лилии Дячок, которая отказалась платить взятку. Теперь, по словам Годецкого, предпринимателя «прессуют» из-за писем правительственного уполномоченного Михаила Бродского, который, судя по всему, является одним из авторов коррупционной схемы, заложниками которой стали украинские дилеры «секонда».