В Германии добиваются суда над последним палачом Бабьего Яра
Командир зондеркоманды 4a Пауль Блобель перед судом в Нюрнберге, 1947
80-я годовщина трагедии Бабьего Яра оживила дискуссию о привлечении к ответственности последнего из предполагаемых участников кровавой бойни. Речь идет о 99-летнем гражданине Германии Герберте Валлере, служившем в айнзацгруппе, ответственной за расстрелы киевских евреев.
Для юриста Ганса Брема и его партнеров предъявление обвинение нацисту — последняя попытка исправить бездействие немецких властей в отношении виновников крупнейшего расстрела в истории Холокоста, — сообщает JTA. Из примерно 700 членов айнзацгруппы С, действовавшей в северной и центральной части УССР и истребившей около 100 000 евреев, лишь 10 человек были признаны виновными в совершении преступлений.
Недавно Брем специально приезжал в Киев, чтобы поговорить с родственниками жертв Бабьего Яра. Дело в том, что, согласно немецкому законодательству, жертвы могут возбудить уголовное дело, даже если прокуратура решит не предъявлять обвинения.
Юрист понимает, что у суда мало шансов наказать столь пожилого обвиняемого, но подчеркивает, что «речь идет об искуплении, о позднем правосудии». Имя Валлера значилось в списке из 80 членов айнзацгрупп, переданных Центром Симона Визенталя немецкой стороне еще в 2014 году. В 2017-м в отношении Валлера началось следствие, которое было прекращено, когда выяснилось, что обвиняемый «работал» в Бабьем Яру в качестве медика, и сложно доказать его активное участие в убийствах. 73-летний Брем отвергает этот аргумент, и с ним согласны в Центре Визенталя, где уверяют, что все члены айнзацгрупп коллективно участвовали во всех акциях.
По словам главы кафедры истории Восточной и Юго-Восточной Европы Мюнхенского университета Франциски Дэвис из 700 эсэсовцев, служивших в айнзацгруппе С, подавляющее большинство уклонилось от правосудия. «Неадекватное отношение к преступлениям, совершенном в Бабьем Яре недостойно правового государства», — отмечает в этой связи Брем.
Это не означает отсутствие попыток привлечь к ответственности главных исполнителей массового убийства 29-30 сентября 1941 года. В 1947-1948 гг. в Нюрнберге проходил так называемый Einsatzgruppen-Prozess, окончившийся обвинительными приговорами.
Правда, в отношении бригадефюрера СС, командира айнзацгруппы С Эмиля Отто Раша дело было прекращено из-за прогрессирующей болезни Паркинсона. Он умер 1 ноября 1948 года.
Зато был повешен штандартенфюрер СС Пауль Блобель — командир зондеркоманды 4a, осуществлявшей массовые убийства в Бабьем Яру. Из инкриминируемого его подразделению убийства 60 000 евреев, Блобель признал «лишь» 10 000-15 000 человек, ставших жертвами зондеркоманды 4a. В январе 1942 года его сняли с должности из-за проблем со здоровьем, вызванных алкоголизмом. В июне того же года штандартенфюрера назначили руководителем «Акции 1005», целью которой было уничтожение свидетельств зверств нацистов в Восточной Европе. Говорят, что именно Блобель разработал концепцию газовых камер для лагерей смерти и эффективные методы «утилизации» тел, например, чередование слоев трупов с дровами на каркасе из железных рельсов.
10 апреля 1948 года обвиняемый был приговорён к смертной казни через повешение, последними его словами были: «Меня привели на виселицу вера и дисциплина».
Штандартенфюрер СС Пауль Блобель | Глава зондеркоманды 4a Ойген Штаймле |
Одному из его преемников на посту главы зондеркоманды 4a — Ойгену Штаймле — повезло куда больше. Штандартенфюрера сперва тоже приговорили к смертной казни через повешение, которую заменили двадцатью годами тюремного заключения, а в 1954-м эсэсовец уже вышел из Ландсбергской тюрьмы. После освобождения работал учителем немецкого языка и истории в гимназии и скончался в 1987 году.
Последний командир зондеркоманды 4a — Теодор Христенсен — под именем Фриц Рамм работал после войны на вагонном заводе в Касселе, в 1969-м был оправдан земельным судом Дармштадта и умер в 1988 году.
В целом же из 24 обвиняемых по делу айнзацгрупп 14 обвиняемых были приговорены к смертной казни (четыре смертных приговора были заменены впоследствии пожизненным заключением, а шесть «смертников» получили сроки от десяти до двадцати пяти лет). При этом последние заключенные были освобождены в мае 1958 года.
Нынешнее законодательство Германии куда более строго относится к преступлениям против человечности. Так, например, охранники лагерей смерти могут быть привлечены к ответственности как соучастники убийства, даже если не будет доказано, что они убили кого-либо сами.
При этом современным немцам, по словам Брема, топоним Бабий Яр, ничего не говорит. «Когда я спрашиваю людей, знают ли они об этом месте, они уточняют, не идет ли речь о городе в Монголии», — сетует адвокат в интервью Der Spiegel.
Константин Мельман