Блокировка Глубоководного выпуска: для Одессы последствия будут печальны
Ежегодно Одесса сталкивается с одной и той же ситуацией, когда в результате ливней водяные потоки смывают с улиц города все – начиная от бытового мусора хозяйственно-бытовыми стоками и заканчивая производными нефтепродуктов.
В результате залпового ливня, накрывшего 22 июля Одессу, произошло затопление улиц и домов, массовое обрушение деревьев. Поток воды был такой силы, что сносил машины, поднимал торговые павильоны, срывал грунт. В очередной раз жители и гости города наблюдали размытые пляжи и стекающие в море потоки ливневой канализации, а поселок Котовского больше суток фактически был отрезан от центра города.
Оценивая последствия стихии, мэр Одессы Геннадий Труханов, отметил, что если бы ночной дождь затянулся, то могло произойти разрушение дамбы Хаджибейского лимана, а это полное затопление района Пересыпь, где проживает более 50 тыс. человек.
Хаджибейская дамба
Проблема появилась много десятилетий назад. Однако к ее комплексному решению ни городская, ни областная власть так и не приступили.
Необходимость снижения уровня воды в Хаджибейском лимане озвучивалась, как многими специалистами, так и компанией, которая занималась строительством Глубоководного выпуска сточных вод от станции биологической очистки “Северная” в море. Этот проект направлен на решение нескольких задач, среди которых снижение нагрузки на Хаджибейский лиман, понижение уровня воды в лимане, вывод очищенных сточных вод на безопасное для людей расстояние от берега – 4000 м. Как следствие, улучшение эпидемиологической ситуации в городе Одесса и регионе в целом.
Запуск проекта, готовность которого оценивается в 95%, мог произойти более пяти лет назад.
Строительство Глубоководного выпуска сточных вод от станции биологической очистки “Северная”
Именно здесь хотелось бы сконцентрировать внимание на происходящем вокруг проекта Глубоководного выпуска.
В результате кадровых изменений 2016 года Одесскую областную прокуратуру возглавил молодое дарование, выходец Винницы Олег Жученко. Его деятельность неоднократно становилась объектом внимания СМИ и скандалов, связанных с наездами на бизнес, рейдерскими захватами, избиением активистов и многое другое. «Обслуживая интересы» определенных финансовых групп, устраивалась травля бизнесменов, возбуждались уголовные дела, «обезжиривались» и разорялись компании. Цель одна – захват и передача бизнеса в «нужные» руки.
Наиболее ярким примером деятельности Олега Жученко является попытка завладения активами и деньгами компании «Инкор-Групп» и ее основателя Руслана Тарпана. Борьба стартовала за активы ООО «Ремерцентр» (входит в группу компаний «Инкор») и полумиллиардные долговые обязательства государства за выполненные работы по строительству Глубоководного выпуска очищенных сточных вод от СБО «Северная». Задолженность свыше 500 млн грн была подтверждена 25 судебными решениями разных инстанций, включая Верховный суд.
По замыслу Жученко, Руслан Тарпан должен был за собственные средства достроить Глубоководный выпуск, а также перевести активы ООО «Ремерцентр» и государственный долг «нужным» компаниям. Столь «ответственное» дело Олег Жученко поручил своим подчиненным – старшему следователю Александру Чечитко и прокурору Роману Тилику. Именно после их приобщения к делу, события начали стремительно развиваться. Не раздумывая, они подняли закрытое несколько лет назад уголовное производство 2012 года относительно строительства Глубоководного выпуска очищенных сточных вод от СБО «Северная» «по вновь открывшимся обстоятельствам».
Прокурору Тилику понадобилось немного времени на то, чтобы разобраться в столь сложном и запутанном деле и подготовить заочные подозрения в совершении особо тяжких уголовных правонарушений в отношении сотрудников компании, в том числе, Руслана Тарпана.
Для достижения результата прокуратура несколько раз необоснованно изменяла подсудность уголовного производства. Одесские судьи, видя безосновательность обвинений и рьяность, с которой прокуратура рвалась к захвату «империи» Руслана Тарпана, не выносили нужные для Жученко решения. Именно поэтому в 2017 году досудебное расследование было «переброшено» на следственный отдел прокуратуры Херсонской области. Но, несмотря на то, что подсудность уголовного судопроизводства определялась прокуратурой Херсонской области, досудебное расследование вели все те же Роман Тилик и Александр Чечитко. Безусловно, под руководством Олега Жученко. Из 21-го человека, которые вели досудебное расследование, только двое являлись сотрудниками Херсонской прокуратуры.
Тестовый запуск Глубоководного выпуска
Каждый раз, для обоснованности проведения различных следственных действий прокуратура Одесской области озвучивала надуманные обвинения. Например, сначала звучало, что трубы нет, потом говорилось, что она плохо уложена. Эти обвинения легко разбивались стороной защиты. Когда говорить стало нечего, прокуратура придумала обвинение, что объект не функционирует, что было полностью опровергнуто тестовым запуском. Каждый раз прокуратура находит новые аргументы. Сегодня их дело в суде сыпется и работники прокуратуры максимально затягивают и срывают заседания, понимая, что они не могут доказать ни нанесенный ущерб ни каких-либо нарушений.
Однако все эти и другие деяния не приблизили к цели – активам ООО «Ремерцентр» и долговым обязательствам государства перед компанией в размере более 500 млн грн. В судах сфабрикованные уголовные дела рассыпались и рассыпаются.
Вместо эпилога
За «достижения» в фальсификации дел Роман Тилик и Александр Чечитко получили служебное жилье. Не бедствует Олег Жученко. По данным From-UA, «за время пребывания в должности прокурора Одесской области 33-летний Олег Жученко стал собственником 200 квартир в Одессе общей стоимостью около 16-18 млн дол США. Также в результате незаконной реализации конфискованных сигарет вместе со своим кумом – бывшим начальником ГУНП в Одесской области Дмитрием Головиным – Жученко получил еще 7 млн дол». В проигрыше одесситы. Благодаря действиям Олега Жученко его приспешников, угроза прорыва Хаджибейской дамбы, как висла, так и висит, а одесситы продолжают купаться в сточных водах после проливных дождей.
Относительно лиц, преследуемых Жученко, можно сказать следующее: люди выстояли перед беззаконием и вседозволенностью людей в прокурорских мундирах. Пережив репутационные удары и потеряв здоровье, они ждут юридической и общественной реабилитации. Но, дождаться смогут не все. Не выдержали сердца Виктора Тюхти и Александра Дмитриевского – умерли…