Эксперт разъяснил, чему уже сегодня стоит учить детей, чтобы они стали успешными
Когда полжизни проходит в смартфоне, айтишники становятся новым креативным классом. Творцами, пишущими новую реальность
Новые технологии создаются и запускаются ежедневно. Чтобы оставаться конкурентоспособными, компании должны трансформировать ІТ в своей работе, найти новые способы использования бизнес-данных и переосмыслить управление ІТ-системами. А главное — найти и подготовить профи, которые откроют беспрецедентные возможности для компаний, пишет управляющий партнер инновационного парка UNIT.City Константин Евтушенко.
Игнорировать виртуальную реальность уже давно удается лишь единицам. А мировая пандемия еще больше углубила наше погружение в онлайн-мир. Переход на диджитализацию — один из основных глобальных трендов. Smart solutions, приложения, автоматизация процессов, искусственный интеллект, алгоритмы, кибербезопасность ІТ сегодня эти неологизмы стали обязательными элементами тактик и стратегий большинства современных компаний. Ведь если компания не присутствует онлайн, не имеет удобной автоматизированной платформы для предоставления услуг — фактически ее нет на рынке.
Поэтому мы все уже живем, работаем и делаем бизнес в соцсетях и приложениях. А когда полжизни проходит в смартфоне, айтишники, или как еще модно их называть — кодеры — становятся новым креативным классом. Создателями, пишущими новую реальность.
Рынок нулевых в промышленных масштабах нуждался в правоведах. Времена диджитализации — в STEM-специалистах. В прошлом году экспорт украинских ІТ-услуг побил рекордную сумму, увеличившись втрое с 2014 года — до более $5 млрд. Поэтому сегодня айтишники становятся «юристами и экономистами» 2020-х. Компьютерные науки уже обошли экономику в списке самых востребованных специальностей среди абитуриентов. И вплотную приблизились к юриспруденции. Именно в области инноваций сейчас ходят основные деньги и шансы на успех
Возраст, пол или базовое образование — не помеха развитию в ІТ
Зарплаты в программировании держатся на уровне мировых — а это втрое больше средней оплаты в Украине. Специалист по ІТ-портфолио может получать по $1,5−2 тысячи с самого начала. С годами зарплаты растут и становятся просто не сопоставимыми с другими категориями. К тому же это международный кластер, работающий по международным правилам и не имеющий потолка в развитии и масштабах. Мы, по сути, выходим в международный океан, где конкуренция существует в глобальных масштабах непокрытого запроса.
Только в Нью-Йорке по состоянию на сейчас статистика за первый квартал указывает на нехватку 65 000 девелоперов! Это те люди, которых американцы готовы трудоустроить прямо сейчас! С таким огромным запросом там готовы бороться за каждого работника. Это же мы видим и в Украине. В течение недели к одному ІТ-специалисту приходит в среднем два-три приглашения на работу.
Еще одна важная и привлекательная деталь: для успеха в ІТ-сфере не обязательное высшее образование. Благоприятный микроклимат для роста специалистов виртуальной реальности можно найти и вне стен больших университетов. Ведь заказчикам важны прежде всего умение, а не диплом.
Прежде всего работодателя интересует ІТ-портфолио. Чтобы его наработать достаточно при базовом школьном образовании, настойчивости и командности закончить курсы или ІТ-школу. В США большинство программистов — выпускники именно таких школ. Они активно конкурируют со студентами из самых известных вузов.
Обучение в такой школе, например, в Сан-Франциско — это работа на результат и гарантированное трудоустройство. Стоимость обучения — в среднем до 50 000 долларов США — можно вернуть уже через год. Такие школы фактически являются кластерами: в одном здании ученики учатся, инвесторы ищут новые проекты, а разработчики стартапов — финансирование.
На обучение в украинской школе программирования уйдет год-полтора. Оплата везде разная, но значительно ниже американских цен, например, до 5000 грн в месяц. Преимущество ІТ-школы — стартовая практика работы в команде, привлечение к реальным кейсам, отсутствие непрофильных дисциплин и гарантированное трудоустройство. Ведь за полгода обучения целенаправленные ученики выходят на базовый рабочий уровень.
Именно за практикой и ІТ-портфолио приходят в школы студенты первых курсов технических вузов, утомленные громоздкой системой университетского обучения. За два-три месяца в такой школе можно узнать больше, чем за годы учебы в вузе. Все чаще обращаются к сфере и люди за сорок, часто — свитчеры, то есть те, кто уже имеют работу, но хотят перепрофилироваться. Недавно говорил с водителем Uber, который мечтает закончить ІТ-школу.
Возраст, пол или базовое образование — не помеха развитию в ІТ. Определяющая инвестиция — работоспособность и время, которое человек готов посвятить программированию. Приятно, что в последние годы растет и количество женщин в программировании. Это открытый рынок, доступный для любого упорного человека со способностями к инженерии и естественным наукам. Возможно, женщин несколько сдерживает предубеждение к STEM-специальностям. Но никаких гендерных преград нет.
Среди ІТ-команд девушек около 30%. А команда состоит не только из «кодеров». Кто-то должен придумать идею, кто-то — представить проект. Причем тот, кто имеет идею, не должен быть программистом, а тот, кто пишет, не обязан иметь навыки презентации. Классный проджект-менеджер, который должен полностью объединить различные процессы — вообще на уровне золота. Еще очень ценен человек, который может запитчить, то есть предложить стартап так, чтобы сразу им дали деньги. Это же большой талант! Пока преимущественно женщины занимают позиции менеджеров проектов. Однако их количество будет расти во всех ІТ-направлениях.
В прошлом году в Украине было более 200 тысяч зарегистрированных ФЛП в сфере ІТ. Сильное научно-техническое образование уже сформировало мощные ІТ-сообщества вокруг университетов и школ программирования в Киеве, Львове, Харькове, Одессе и Днепре. Постепенно появляются ІТ-парки и кластеры по всей Украине. Поэтому, хотя каждый год количество программистов и инженеров среди выпускников вузов растет, примерно на 20%, этого все равно безумно мало.
Мы живем в мире, где 38% людей готовы согласиться на социальную помощь и жить исключительно в виртуальном измерении. Это означает, что меняются базовые потребности человечества и изменяются подходы к работе. С наступлением виртуального мира нужно быть готовыми к новым потребностям, новым продуктам, а следовательно — и новым профессиям. Гигантскими темпами развивается рынок виртуальных игр. Сегодня разработчики таких развлечений — уже среди лидеров по запросу и размерами оплаты труда. Ощутима также тенденция к виртуализации медицины. Благодаря анализу больших статистических данных появляются программы и приложения, на основе лабораторных анализов устанавливают диагнозы и дают рекомендации по лечению. Еще одной важной сферой для ІТ-специалистов является пищевая промышленность. Уже есть стартапы по выращиванию искусственного мяса, стволовых клеток, популярнее становится 3D-принтер продуктов. Ну и, конечно, роботизация во всех сферах потребует большого количества специалистов, которые смогут разрабатывать и совершенствовать инновации.
Мы все всё больше становимся частью ІТ-мира. Как кодеры-авторы новой реальности, заказчики или потребители. Завтра на самом деле начинается уже сейчас. С осознания новых реалий и умения правильно адаптироваться в цифровом мире. Поэтому сегодня, выбирая профессию, можно не просто строить планы, а сразу становиться творцами, которые будут писать новую реальность будущего.