В селе Скураты распахивают местный Бабий Яр
Насыпь примерно 30-метровой длины жители села Скураты, что в 100 километрах от Житомира, называют «местным Бабьим Яром». В сентябре 1941-го здесь в чистом поле были расстреляны около 500 евреев — из самого Скуратова, райцентра Чоповичи и нескольких окрестных сел.
«Немцы согнали жителей близлежащих сел и приказали им вместе с евреями копать для могилы траншею, — вспоминает в своей книге Иван Андриевский. — После расстрела евреев местные жители засыпали их землей. Эта могила находится в 200 метрах на север от грунтовой дороги Камянка-Писаревка. Она представляла собой вал высотой полметра, шириной более двух и длиной около 30 метров. По свидетельству Василия Давидюка, он, по поручению руководства колхоза им. Котовского села Скураты, в конце 1960-х — в начале 1970-х годов бульдозером разровнял вал, а потом распахал. После этого местные находили там части одежды, обувь и человеческие кости. Это свидетельствует о том, что жители близлежащих сел занимались мародерством, а после опять закапывали тела, но не глубоко...».
Списки расстрелянных нацистами жителей села
|
.
|
Сегодня эту насыпь над могилой расстрелянных евреев продолжают распахивать. Местный краевед — учительница украинского языка и литературы средней школы села Скураты Раиса Павловна Скуратовская-Темченко — одна из немногих энтузиастов, которые пытаются хоть как-то сохранить память о расстрелянных евреях. К сожалению, власть к этому равнодушна... В соседних селах — Мелени и Чоповичи — есть памятные знаки расстрелянным еврейским землякам, но в Скуратах подобный знак до сих пор не установлен. Раиса Павловна несколько лет собирала сведения о трагедии, а ваш покорный слуга по ее просьбе нашел имена расстрелянных жителей села на сайте «Яд Вашем». Из 46 человек, уничтоженных нацистами, 36 были евреями, а остальные — украинцами, возможно, расстрелянными за попытки спасти евреев.
Как вспоминает уроженец села Василий Величанский, после войны в Скуратах проживали две-три еврейские семьи. «Сколько человек расстреляно не знаю, но ров длинный. Коровы начинали жутко реветь, когда к нему приближались, — пишет Величанский. Самой яркой личностью был, пожалуй, Белюмин. Это не имя, а фамилия. Я родился в старой хате с одной комнатой и земляным полом, которую мои родители у него купили за 100 или 200 рублей. А на его дочке Лизе женился мой дядя, Вася Величанский. Летом к ним регулярно наезжала мишпуха (родня) из Житомира. Кроме взрослых приезжала куча детворы. Все такие курчавые, говорили не так, как мы. Но только первую неделю — потом по говору было не отличить, очень быстро схватывали. Интересно с ними было».
Кроме местных евреев, в Скуратах жил присланный по распределению учитель математики Арон Борисович Чоповецкий. Учителя, преподававшего в сельской школе с 1954 по 1990 гг., очень уважали. В конце 1990-х, уже пенсионером он уехал вместе с семьей в Израиль, где скончался в 2012 году. Русскому языку и литературе с 1935 по 1961 гг. учила детей уроженка села Дора Аврамовна Гольдман, одна из считанных местных евреев, переживших Холокост. Сегодня в Скуратах евреев нет...
Олег Шкуратовский, краевед, специально для «Хадашот»