Заслуженный антисемит: Как Трофим Кичко звездой антисионизма стал
Обложка скандальной книги и одна из иллюстраций |
Сотни «антисионистских» книг и брошюр миллионными тиражами выходили в последние десятилетия советской эпохи. Несть числа авторам, обеспечившим себе постоянный доход критикой «еврейского буржуазного национализма». И все-таки один из классиков этого жанра стоит особняком. Его имя в 1960-х было известно далеко за пределами УССР — Трофим Корнеевич Кичко. Творения не каждого партийного пропагандиста анализировались на страницах The New York Times и становились предметом обсуждения в ООН! Не о каждой антисионистской брошюре докладывали лично Хрущеву, и лишь одиозный автор «Иудаизма без прикрас» удостоился критики советских же идеологов, дезавуировавших эпохальный труд выдающегося антисемита. О феномене Кичко и международных скандалах, спровоцированных неутомимым юдофобом, журналист «ХАДАШОТ» поговорил с историком и архивистом, автором книги «Евреи Украины в 1943 — 1953 гг.» Михаилом Мицелем. В ближайшее время в киевском издательстве «Дух і Літера» выйдет новый труд историка, одна из глав которого будет посвящена видным антисионистам, в частности, Трофиму Кичко.
— Всемирно известным (это не преувеличение) антисионистом Трофим Корнеевич стал в солидном возрасте, а что известно о его жизни до конца 1950-х?
— Об этом мы можем судить из датированной 1948 годом справки на преподавателя основ марксизма-ленинизма киевского Технологического института Кичко Т.К. и анкеты 1954 года с биографией героя.
Член КПСС с 1928 г. (Кичко родился в 1905-м, — прим. ред.), образование высшее, по специальности педагог. До войны работал в Киевском областном управлении милиции… исключался из ВКП(б) и был арестован органами МГБ (на самом деле НКВД, — прим. ред.).
Содержался под стражей в течение года, освобожден за недоказанностью преступления. Находился на оккупированной немцами территории с сентября 1941 г. по март 1944 г. Был в плену. Выпущен из плена 18 октября 1941 г. из Киевского лагеря под фамилией Самсонов. Принимал участие в подпольной антифашистской деятельности во время оккупации Винницы.
В 1948 г. исключен из ВКП(б) «за недостойное поведение в период нахождения на оккупированной территории». На момент привлечения к партвзысканию работал старшим преподавателем кафедры основ марксизма-ленинизма в Киевском технологическом институте Министерства легкой промышленности. С сентября 1950 г. — лектор Киевского областного лекционного бюро.
Решением ЦК КПУ от 29.09.1954 г. восстановлен членом КПСС.
— Партийный пропагандист и преподаватель марксизма-ленинизма был фашистским коллаборантом?!
— Его коллаборационизм не подтверждается доступными нам документами. Проблемы Кичко были вызваны конкуренцией между двумя конфликтующими группами подпольщиков и вмешательством в эти разборки Виннцикого обкома КПУ. Хотя в 1948-м формальный повод был другим — его уволили якобы за «пропаганду буржуазно-националистической идеологии» в ходе лекции «Националистическая сущность школы Грушевского».
Киев конца 1940-х на фотографиях Роберта Капы |
Летом 1952 года львовский журнал «Жовтень» опубликовал повесть знаменитого партизанского командира Дмитрия Медведева о винницком подполье, одним из персонажей которой был подпольщик Квитко (прототип Трофима Кичко). Повесть была раскритикована, Медведева обвинили в фальсификации, а Квитко/Кичко выставили едва ли не пособником нацистов. Надо отдать должное Медведеву — он добился проверки личного дела Кичко ЦК КПУ и восстановления его в партии. На этом череда неприятностей для Трофима закончилась.
— После чего он активно стал интересоваться критикой иудаизма и выступать с лекциями на эту тему.
— Именно так, а в 1957 году вышла брошюра Кичко «Іудейська релігія, її походження і суть». На эту книженцию газета The New York Times откликнулась разгромной статьей, а агентство United Press распространило материал «Поток брани против иудаизма льется в Украине».
Так, одним из первых почувствовав конъюнктуру, Трофим Кичко стал ведущим критиком иудаизма (а позднее и сионизма) не только в Советской Украине. Наиболее плодотворными были для антисемита 1957 — 1963 гг., когда практически ежегодно выходили его «труды». В 1962-м он защитил диссертацию «Современный иудаизм и его реакционная роль», получив степень кандидата философских наук.
— В 1963-м выходит его «Іудаїзм без прикрас», надолго ставший символом советского антисемитизма. А, собственно, почему?
— На первый взгляд, книга эта мало отличалась от других подобных изданий, но ее одержимость переходила допустимые в СССР границы. Особенно возмутили даже западные компартии иллюстрации художника Савченко, напоминавшие рисунки из нацистской газеты Der Stürmer. Именно эти иллюстрации заставили критиков тщательно вчитываться в текст книги, аннотация которой обещала скандальные открытия: «Автор раскрывает перед читателем настоящую сущность иудаизма — одной из древних религий мира, которая вобрала в себя… все наиболее реакционное и античеловеческое из того, что содержат писания современных религий».
В интерпретации Кичко причудливо соединялись мифы далекого прошлого и инвективы советской антисионистской пропаганды:
Талмуд пропитан презрением к труду и к трудящимся, простолюдинам. Особенно негативно относится Талмуд к работе крестьян (с. 40). Одна из заповедей иудаизма говорит: «не укради». Однако, как толкует «Хошен Мишпат», красть нельзя только у хаверов (т.е. у ближних) (с. 92). Мораль иудаизма не осуждает и такие бесчестные поступки, как лицемерие и подкуп (с. 93).
Автор широко использовал нелепые вымыслы о жизни иудейских общин Украины, почерпнутые из многочисленных антирелигиозных статей, опубликованных в период кампании по закрытию синагог (1956 — 1962 гг.):
Спекуляция мацой, свининой, воровство, обман, разврат — вот настоящее лицо многих заводил синагоги. Ловкачи от религии превращают синагоги в свои собственные кормушки, распоряжаются пожертвованиями верующих, наживаясь на этом.
Иллюстрации из книги «Иудаизм без прикрас» |
Откровенные фантазии Трофима Корнеевича не знали пределов:
…отдельные служители иудаизма и далее продолжают подпевать врагам трудящихся евреев — сионистам. Так, в 1945 году сионисты вместе с раввинами при поддержке представителей «Джойнта» развернули в нашей стране бешеную антисоветскую агитацию, вновь призывая евреев ехать в Палестину, под власть английских колонизаторов.
Казалось бы, Кичко имел реальное представление о безумных кампаниях, когда его самого в 1948-м отдел пропаганды Киевского горкома обвинил в том, что он «приводил пространные цитаты из высказываний презренных врагов народа», «пропагандировал взгляды врага украинского народа, агента немецкого фашизма Грушевского и совершенно смазал борьбу коммунистической партии против украинского буржуазного национализма». Также трудно представить, что он забыл выпады против себя на страницах газет в январе-феврале 1953 года. Тем не менее, Трофим Корнеевич без колебаний использовал клише времен «дела врачей», ссылаясь на публикации, датированные февралем 1953 г., которые советская власть в 1960-е уже предпочитала не вспоминать.
— А когда книга Кичко привлекла внимание международной общественности?
— 6 марта 1964 года представитель США в подкомитете ООН по защите национальных меньшинств Моррис Абрам обратился к представителю СССР Борису Иванову. В письме, кроме осуждения брошюры, ставились риторические вопросы о соответствии книги тексту советской Конституции и Уголовному кодексу.
24 марта 1964 г. министр иностранных дел УССР Лука Паламарчук поставил в известность первого секретаря ЦК КПУ Петра Шелеста о негативной реакции в ООН на «Іудаїзм без прикрас». Израильское представительство разослало миссиям всех стран-членов ООН фотокопии некоторых карикатур из книги, особо подчеркнув, что брошюра откровенно антисемитского содержания издана в Киеве Академией наук УССР. Кроме того, глава делегации Израиля выступил с речью на ХХ сессии Комиссии ООН по правам человека, где заявил «о политике антисемитизма в «одной стране». Волна протестов, поднявшаяся на Западе, и осуждение книги Кичко лидерами компартий Франции, США, Италии и Великобритании заставили советскую идеологическую машину подвергнуть автора дозированной критике.
Выступает Петр Шелест, 1965 г. Фото: В. Сычёв, ЦГКФФА Украины
В ином ракурсе рассматривал ситуацию первый секретарь ЦК КПУ Петр Шелест. В его дневниковых записях от 21-31 марта 1964 года есть такой абзац:
Из Москвы мне позвонил Ильичев, секретарь ЦК, и потребовал разобраться с книгой, выпущенной Политиздатом Украины. Книга называлась: «Иудаизм без прикрас», автор Кичко. Ильичев предупредил меня, что вопрос будет разбираться на Секретариате ЦК… и что содержание этой книги доложено Хрущеву. Я сам …ничего предосудительного или крамольного в ней не нашел. Почему можно критиковать все религии, кроме иудейской и действий сионистов? Ну что ж, дадим «объяснение».
Очевидно, после указания Шелеста сразу нашлись люди, «давшие объяснения». 26 марта 1964 г. в газете «Радянська культура» выходит большая рецензия Б. Лобовика и К. Ямпольского, в которой они, «основываясь на исторических фактах и ленинском положении о двух нациях в каждой нации», тщательно перечислили недостатки текста Кичко. 27 марта появились критические сообщения агентств ТАСС и «Новости», а через неделю «Правда» и «Известия» поставили точку в обсуждении. В частности, «Правда» указывала:
Содержащиеся в брошюре ошибочные положения противоречат ленинской политике партии в религиозном и национальном вопросах и лишь дают пищу для антисоветских инсинуаций наших идейных противников, пытающихся во что бы то ни стало создать так называемый «еврейский вопрос».
Уже после официального осуждения книги в СССР, на вопросы редактора нью-йоркской газеты на идише «Морнинг Фрейхейт» Пола Новика ответил постпред УССР при ООН Л. Киза, который заявил: «Ошибки, допущенные в брошюре «Иудаизм без прикрас», не отражают ни нашей идеологии, ни политики, ни настроения советских людей. На самом деле, как на Украине, так и во всем Советском Союзе и в помине нет антисемитизма».
— Казалось бы, после такой публичной порки неугомонный антисионист должен был надолго замолчать…
— Он и замолчал на несколько лет, но Шестидневная война летом 1967 года призвала под ружье всех проверенных критиков иудаизма, сионизма и Израиля. 4 октября 1967-го республиканская газета «Комсомольское знамя» публикует статью Кичко «Сионизм — орудие империализма». В следующем, 1968 году, Трофим Корнеевич был полностью реабилитирован, о чем свидетельствует сообщение в «Правде України» о награждении т. Кичко — председателя научно-методического совета общества «Знание» — почетной грамотой Президиума Верховного Совета УССР за достижения в области атеистической пропаганды. В том же году общество «Знание» издает брошюру Кичко «Іудаїзм і сіонізм», и даже выпускает ее англоязычную версию «Judaism and Zionism». 1 декабря 1968 года варшавский еженедельник «Prawo i Życie» помещает хвалебную рецензию на эту книжку и пересказывает ее содержание, сделав ее частью шумной «антисионистской» кампании в Польше.
Реакция западных СМИ на публикацию «Иудаизма без прикрас» | Номер «Jews in Eastern Europe», полностью посвященный книге Кичко |
После нескольких лет замалчивания «Іудаїзма без прикрас» газета «Молодь України» 27 августа 1968 года печатает рекомендованный список литературы по антирелигиозной тематике, в который включает и наиболее известный текст Кичко. В конце мая 1970 года в Ивано-Франковске Кичко виступает с докладом со зловещим названием «Иудейско-сионистский национализм — союзник неофашизма».
Следующим его «достижением» стала изданная в 1972-м брошюра «Сіонізм — ворог молоді». Ученый-энциклопедист и журналист Джефри Вигодерс откликнулся на нее статьей «Советский антисемитизм приобрел «респектабельность»», отметив, что стиль антисемитских писаний Кичко в его новых работах достиг определенного совершенства. Вигодерс называет новую брошюру смесью невежества, полуправды и сознательной лжи. Так, Кичко пишет, что 200 тысяч еврейских детей учатся в школах Биробиджана (хотя, по данным переписи 1959 года, в ЕАО проживало только 14 000 евреев), а также утверждает, что Тора призывает к убийству молодежи — как еврейской, так и нееврейской.
— Трофим Корнеевич был настоящим солдатом партии, говорят, ему даже удалось привязать ненавистных сионистов к не менее ненавистным тогда Москве маоистам.
— Да, статья Кичко «Зловещий альянс. Что объединяет маоистов и сионистов» была опубликована в мае 1975 года на страницах «Літературної України». Из нее читатель мог узнать, что «как маоистская политика в Китае, так и сионистская в Израиле завели страны в политический и экономический тупик, выход из которого руководство Израиля и Китая видят в войне». Согласно Кичко, «мечтая об установлении мирового господства, сионисты давно уже стали на путь поисков общности с китайцами».
— Насколько я понимаю, репутация кандидата философских наук Кичко в интеллигентских кругах была соответствующая.
— Естественно, хотя на нее влияли и слухи о «сотрудничестве с немцами», широко циркулировавшие среди современников. Например, знаменитый рок-обозреватель Би-Би-Си Сева Новгородцев так описывает реакцию писателя Виктора Некрасова: «Мое знакомство с Виктором Платоновичем началось заочно, с переписки. В Киеве вышла мерзкая антисемитская книжонка некоего Кичко «Иудаизм без прикрас». Я собирался писать отзыв об этой стряпне и письменно попросил Некрасова узнать, кто таков этот Кичко. Ответ писателя был бесподобен. «Не стоит мараться, — писал Виктор Платонович. — Этот тип был в годы оккупации директором винницкого кинотеатра у немцев. Он уцелел и процветает, потому что есть заслуги, которые в глазах наших антисемитов перевешивают даже открытое сотрудничество с врагом».
Профессор Сорбонны Михаил Геллер, готовивший обзоры советских изданий для польского эмигрантского журнала «Kultura», издававшегося в Париже, «наградил» Кичко титулом «заслуженный антисемит», и это, пожалуй, наиболее точно характеризует человека, стоявшего в центре антисионистских кампаний в СССР.
Характерно, что Кичко дружил с Евгением Евсеевым — пожалуй, самым известным антисионистом 1970-х — 1980-х годов, личным переводчиком с арабского Хрущева и Брежнева, членом Президиума Советского комитета дружбы и солидарности с арабским народом Палестины, лектором МГК КПСС и прочая, и прочая. В конце 1970-х Евсеев пригласил Кичко в авторский коллектив монографии «Идеология и практика современного сионизма. Критический анализ», изданной Институтом философии АН СССР. Украинский антисионист оказаался единственным провинциалом в тесной группе московских авторов.
Еще в начале 1980-х Кичко активно занимался лекционной и публицистической деятельностью. Например, РАТАУ (Радиотелеграфное агентство Украины) отмечало, что в редакции городских, межрайонных и районных газет направлена статья «ученого» Т. Кичко «Сионизм — враг прогресса». Трофим Корнеевич также вел постоянную рубрику «Осторожно: сионизм» в газете «Сільські вісті» и входил в состав лекторской группы Киевского горкома партии, регулярно выступая с «вечной» лекцией «Иудаизм, его вероучение. Реакционная сущность иудаизма и сионизма». Отдавший борьбе с сионистами (чтобы не сказать, евреями) четверть века, Трофим Корнеевич завершил свой жизненный путь в 1982 году. До прибытия первой советской консульской группы в Израиль оставалось пять лет. Впрочем, это уже совсем другая история...
Беседовал Михаил Гольд