Почему украинским властям, глядя на ситуацию в США, стоит присмотреть для себя бункер
Протесты в США охватили уже 22 американских города, а для охраны Белого дома мобилизовали 1700 нацгвардейцев. При этом народный гнев утихать не спешит – люди возмущены жестоким убийством полицейским темнокожего охранника. Протесты называют самым массовым бунтом, вызванным темой расизма со времен убийства Мартина Лютера Кинга в 1968-м. В США горят здания и целые улицы, участники акций швыряют камни и коктейли Молотова в правоохранителей. Происходят массовые столкновения между протестующими и силовиками. Некоторое время лидер Белого дома даже был вынужден скрываться от разгневанной толпы в специальном президентском бункере. Полицейские "поливают" демонстрантов слезоточивым газом и кое-где применяют огнестрельное оружие.
Ряды протестующих пополняют представители совершенно разных слоев общества. Так, недавно полиция надела наручники на дочь мэра Нью-Йорка Биллу де Блазио Кьяру. В целом задержаны более 4,1 тыс. человек. Depo.ua приводит краткую историю протеста.
Как и почему убили Джорджа Флойда
Полицию вызывали в один из магазинов Миннеаполиса, где Флойд будто бы хотел купить пачку сигарет за фальшивые деньги. Полицейские утверждали, что мужчина был пьян и пытался оказать сопротивление. Но в роликах запечатлено, что Флойд слушался приказов силовиков. Поэтому для превышения полномочий не было даже формальных оснований. Полицейский Дерек Човин в течение семи минут держит колено на горле мужчины, а тот просит прекратить, говорит, что не может дышать и сейчас умрет. В итоге Флойду вызвали скорую, врачи доставили задержанного в госпиталь, но там лишь констатировали его смерть.
По официальной версии медиков, смерть наступила не в результате асфиксии – якобы, если бы не проблемы со здоровьем, Джордж остался бы жив. Но тех, кто видел видео, такие "показания" не убедили. Сначала в Миннеаполисе начался мирный протест, но скоро градус народного гнева повысился в тысячу раз...
Пули вслепую и убийство за сигареты
Убийство Флойда – не единственный случай полицейского произвола. Не так давно страна гудела из-за убийства темнокожей 26-летней медсестры Бреони Тайлер. Получив неверные сведения о том, что в доме девушки скрывается ее бывший бойфренд, подозреваемый в торговле наркотиками, полиция ворвалась в помещение. По словам жильцов дома, силовики не стучали в дверь, как это положено по процедуре, поэтому нынешний муж Бреони подумал, что это грабители и попал в ногу одному из них. В ответ полицейские открыли стрельбу – в тело девушки попало восемь пуль.
В феврале прокурор в отставке и полицейский детектив Грегори МакМайкл и его сын Трэвис убили 25-летнего Ахмада Арбери, заметив парня на пробежке. Его подозревали в серии краж в районе. При этом с арестом отца и сына тянули больше двух месяцев, пока общество не встало на уши. В конце концов их бросили за решетку – но только в мае.
В контексте жизненной драмы Флойда вспоминают еще одно убийство, которое произошло в 2014-м – тогда жертвой полицейских стал 43-летний афроамериканец и отец шести детей Эрик Гарнер. Мужчину попытались задержать полицейские, поскольку тот якобы незаконно торговал сигаретами поштучно. Тот оказал сопротивление. В итоге полицейский прижал колено к горлу Гарнера и не убирал ноги, несмотря на слова мужчины, что он не может дышать. Гарнер умер – как позже обнаружили медики, мужчина страдал от астмы и сердечной болезни.
То есть, сейчас имеем довольно привычную для масштабных уличных акций ситуацию, когда народный гнев копился и выплеснулся в бурной форме. До того бурной, что существование государства оказалось под угрозой. Остроты эмоциям добавил экономический кризис. Ведь в стране от сложностей, вызванных коронавирусом, больше всего пострадали афроамериканцы и люди латиноамериканского происхождения – среди тех, кто потерял работу, их больше всего.
Произвол как норма в США?
Расизм в США уже много лет остается одним из самых болезненных вопросов, но сейчас речь идет о проблеме интернациональной – вседозволенности служащих, которым государство платит за безопасность общества. В большинстве стран государство удерживает монополию на насилие, и другую схему сложно и представить. Впрочем, пользоваться этой монополией цивилизованно все еще не научились. Кое-где она вообще кажется полицейским "обещанием безнаказанности" и пропуск в мир, где можно все.
И здесь нельзя не вспомнить о резонансном изнасиловании девушки в Кагарлыке полицейскими прямо в участке. Сейчас преступники за решеткой, а десятерых сотрудников отделения уволили. Но пример США показывает, что даже при адекватной реакции властей на полицейские преступления, силовики в наиболее периферийном населенном пункте все равно остаются представителями режима. И если преступления людей в полицейской форме продолжат множиться, отвечать за них – власти центральной. Поэтому, при такой полиции, руководителям государства не помешает иметь персональный бункер недалеко от офиса.