Чтобы помнили: 5 ликвидаторов, первыми вступившие в бой с огнем на ЧАЭС и ставшие Героями посмертно (ФОТО)
Они отдали свою жизнь ради безопасности потомков
Сегодня — 25 лет событию, которое поделило историю Украины на две эры — «до Чернобыля» и «после Чернобыля». Авария на ЧАЭС стала крупнейшей экологической катастрофой и мощным ударом по советской политической системе, подорвав доверие людей к своим вождям, которые столь долго скрывали правду. Но она же стала памятником мужеству тех героев, которые ликвидировали последствия аварии.
После катастрофы на японской АЭС «Фукусима-1» компания ТЕРСО – владельцы АЭС – звали туда наших чернобыльских ликвидаторов, обещая кажому по $5 000 в сутки. Однако масштабного отклика не последовало – они слишком хорошо знали, чем придется платить.
Здесь – пятеро первых ликвидаторов, получивших посмертно звания Героев Украины.
Николай Ващук, командир. Его отделение проложило пожарный рукав на кровлю ЧАЭС. Он работал на большой высоте в условиях высокого уровня радиации, температуры и задымленности. Благодаря решительности пожарных распространение огня в сторону третьего энергоблока было остановлено
Bасилий Игнатенко, командир. Был в числе первых, кто поднялся на крышу пылающего реактора. Борьба с пожарами шла на большой высоте — от 27 до 71,5 м. Василий вынес из огня Николая Ващука, Николая Титенко и Владимира Тишуру, когда те потеряли сознание из-за высокой радиации
Александр Лелеченко, замначальника электрического цеха Чернобыльской АЭС. После взрыва, оберегая молодых электриков, сам трижды ходил в электролизную. Не отключи он аппаратуру, станция взорвалась бы, как водородная бомба. Получив медпомощь, отпросился у врачей на свежий воздух, а сам сбежал на энергоблок снова помогать товарищам.
Николай Титенок, пожарный. Не имея ни малейшего представления о том, что его ждет, прибыл, как и товарищи, в безрукавках, безо всякой защиты от радиации. Куски радиоактивного графита отбрасывал сапогами и брезентовыми рукавицами. Из-за высокой температуры пожарные сняли противогазы в первые 10 минут. Без такой самоотверженности выброс радиации был бы намного большим.
Владимир Тишура, старший пожарный. Был в числе тех, кто тушил реакторный зал — здесь был максимальный уровень радиации. Уже через полчаса появились первые пораженные из числа пожарных. У них стала проявляться рвота, «ядерный загар», снималась кожа с рук. Они получили дозы около 1000—2000 мкР/час и более (норма — до 25 мкР).
По материалам: «Сегодня».