ЧАЭС таит в себе куда большие угрозы, чем разрушенный 4-ый реактор
Если что-то случится с саркофагом или переполненным хранилищем отработанного топлива, 86-ой год покажется цветочками
За 25 лет после Чернобыльской катастрофы ни советская, ни украинская власти не захотели сделать ЧАЭС безопасной. И пока в Припяти к приезду власть имущих белят деревья, рядом с четвертым энергоблоком расположился никому не известный объект, который может быть в 20 раз страшнее взрыва 1986 года. Чиновники радуются: собрали на новое укрытие полмиллиарда евро. Ученые говорят: этот жалкий зонтик от радиации не спасет. А вот чернобыльцы предупреждают: случись что, на ликвидацию пусть идут сыночки депутатов.
Если украинцы исторически привыкли не верить власти, то в «чернобыльском» вопросе они научены горьким опытом вдвойне. Ведь люди помнят, как детей выгоняли на первомайские демонстрации на Крещатике, и как «пропал» с экранов Горбачев, в то время как западная пресса уже следила за движением радиоактивных туч над Европой. Сейчас, казалось бы, все в порядке. Новый безопасный конфайнмент (на символическое начало его строительства в зону прибыло высшее руководство страны) обещают соорудить до 2015 года. Из необходимых 870 млн евро на новое укрытие «всем миром» собрали в Киеве 575 млн евро, и поспешили похвалить за это самих себя.
Но ученые не разделяют радость украинских и международных чиновников. Ведь новый объект, по мнению физиков, не спасет от радиации. «Новое укрытие является обыкновенным зонтиком, и не защищает окружающую среду от выбросов из старого саркофага. Оно защищает сам саркофаг: от дождя, снега и ветра. Оно такое же негерметичное, так же будет пропускать пыль…Мы будем иметь огромный объект, такой же радиоактивный, как и старый саркофаг, только со стоимостью обслуживания 100 млн евро в год», - рассказал Николай Карпан, физик-ядерщик, который в течение 10 лет работал на ЧАЭС и в 1986 году занимал должность заместителя главного инженера станции по науке и ядерной безопасности.
При этом, например, стоимость подземного захоронения всего саркофага составляет около 6 млрд долл., что с учетом обслуживания Конфайнмента, оправдало бы себя через 60 лет. «А так через 60 лет мы будем иметь старый саркофаг, который точно завалиться, новый, который, может, тоже завалится, и нерешенную проблему, в три раза по объему еще и увеличенную», - отметил Карпан. По его словам, ни один из международных чернобыльских проектов не был своевременно завершен. «Они не построены и сейчас. Деньги разошлись неизвестно куда, а в проектных организациях только лежат горы бумаг», - сказал он.
НА ЧАЭС ЕСТЬ ВЕЩИ СТРАШНЕЕ ЧЕТВЕРТОГО РЕАКТОРА
Однако кроме четвертого энергоблока на ЧАЭС есть еще одна угроза, причем в десятки раз страшнее, чем взрыв 1986 года. «Недалеко от саркофага находится хранилище отработанного ядерного топлива (ХОЯТ) №1, построенное в 1986 году. Оно предназначается для хранения в бассейнах выдержки топлива и вмещает по проекту 17 540 топливных сборок. Но к концу работы ЧАЭС на ней накопилось 22300 сборок», - подчеркнул Николай Карпан. Ученый предположил, что «лишние» сборки хранят там же, в «уплотненном режиме» и занимая резервный бассейн, поскольку вывезти топливо в другое место было технологически невозможно. Отметим, по данным Международной конференции «Преодоление последствий Чернобыльской катастрофы и общественный контроль», срок эксплуатации этого хранилища заканчивается в 2016 году, а общая активность топлива в нем превышает 1 млрд кюри. Для сравнения, в 1986 году выброс был в 20 раз меньше, составив 50 млн кюри.
Непредвиденной опасностью стало еще одно физическое свойство самих топливных масс, как в ХОЯТе, так и в саркофаге. «Если раньше они представляли собой чрезвычайно твердую структуру, то постепенно она стала меняться, пока не появились пылинки субмикронного размера, - пояснил физик-ядерщик. - В четвертом реакторе АЭС на момент взрыва была накоплено 440 кг плутония, притом, что на всей земле до развития атомной науки его было «рассыпано» не более полкилограмма. Он выходит и с этими пылинками. В саркофаге их больше нормы в тысячи и даже в десятки тысяч раз».
Что же будет, если в случае форс-мажора (например, землетрясения, которое 5 раз фиксировалось в районе ЧАЭС за последние сто лет) эти пылинки вырвутся наружу не «в одиночку», а в массе? «При разрушении саркофага будет громадный выброс радиоактивной пыли. Пессимисты говорят, что она дойдет до Киева и Варшавы, оптимисты – что осядет в 30-километровой зоне», - заявил Михаил Уманец, директор ЧАЭС в 1987-1992 гг. Ученые предполагают, что она в определенной концентрации способна буквально уничтожать все живое на своем пути. Вот только на этот раз, заверил Уманец, обыкновенные люди не согласятся жертвовать собой. «Гарантию даю: персонал просто покинет станцию. Настолько безобразное отношение к чернобыльцам со стороны государства, – второй раз народ не обмануть. Одна надежда – если поедут сыновья президентов, народных депутатов и членов правительства», - с иронией констатировал 74-летний Михаил Уманец…
ЧЕРНОБЫЛЬЦАМ НУЖНО В ДЕСЯТЬ РАЗ БОЛЬШЕ ДЕНЕГ, ЧЕМ ИМ ДАЮТ
В Украине число пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, согласно правительственной статистике, на сегодня превысило 2 млн 254 тыс. человек. В 2011 году в госбюджете на их социальную защиту и пенсионное обеспечение предусмотрено 7, 777 млрд грн. Однако, по подсчетам экспертов, на реализацию Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» в полном объеме необходимо более 70 млрд. грн., то есть, почти в десять раз больше.
В резолюции Всеукраинской протестной демонстрации чернобыльцев от 17 апреля этого года сказано, что «пенсии инвалидам-чернобыльцам (которых около 111 тыс.чел. – ред.) намного ниже минимальной границы, установленной Законом Украины «Про статус и социальную защиту граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы». Как неоднократно заявлял в СМИ Юрий Андреев, глава «Союз Чернобыль Украины», средняя пенсия чернобыльца сегодня составляет около 1700 грн., притом, что многим из них постоянно нужны дорогостоящие лекарства. Ведь, к примеру, рост опухолевых заболеваний на 8-11%, патологии щитовидной железы, сердечно-сосудистой системы напрямую связаны с Чернобыльской катастрофой. Как и увеличение в разы заболеваемости среди детей на момент аварии, у которых больше всего пострадал иммунитет и обмен веществ…
«Нет ни пенсий, положенных законом, ни денег на лечение, ни на оздоровление. Люди болеют и вымирают, - отметил бывший директор ЧАЭС Уманец. – А эти «льготы» – и так только мизерная компенсация за сокращение срока жизни, за неизвестное будущее детей, за то, что людей согнали с нажитых мест».
ЧТОБЫ НЕ БЫЛО АВАРИЙ…НУЖНО ПОБЕЛИТЬ ДЕРЕВЬЯ
На сегодняшний день в мире насчитывается около 442 атомных энергоблоков, строятся еще 65. Пока что энергия из альтернативных источников дороже атомной в 6-12 раз. Как показывают примеры Чернобыля и Фукусимы, а также других, менее известных аварий, человек вынужден дорого платить за свой комфорт. В том числе – постоянным страхом. Так, согласно социологическому опросу Института Горшенина, 70% украинцев боятся аварий на отечественных АЭС в будущем, а 78% опасаются Чернобыльской станции.
И пока в МЧС официально признают, что оборудование систем противопожарной защиты энергоблоков АЭС Украины отработало свой ресурс, работы кипят в куда более полезном русле. По сообщению одного из украинских телеканалов, накануне визитов официальных лиц в зону отчуждения в связи с 25-летием трагедии, в городе-призраке Припять приказали побелить деревья…
Ирина Гук