16:05 / 24.02.2011 Общество

Беготня по БТИ сродни хождению по мукам

По новым правилам на регистрацию недвижимости требуется еще больше времени и денег

16 марта 2010 года вступил в силу Закон Украины №1878-IV от 11 февраля 2010 года «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и их ограничениях» и другие законодательные акты Украины». Получается годовщина. Но на самом деле этой годовщине предшествовали ровно 10 лет борьбы за несколько строчек официального документа, борьбы незаметной для глаза и ума рядового гражданина, поскольку ему, рядовому, порой вообще непонятно – что могут изменить в его жизни набор слов, поставленных в определенном порядке? Причем борьба была тяжкая, но очень тихая, находившая отзвуки лишь в специальных юридических изданиях…
 
А идея организовать в стране идеальный порядок в сфере недвижимости, тем более – жилой, тихо себе зрела, забывалась, потом опять возникала, как черт из табакерки. В 1995 году право регистрировать дома и домовладения прибрал к рукам существовавший тогда Госкомитет по вопросам ЖКХ. В 1998-м Госстрой придумал собственную «Инструкцию о порядке государственной регистрации права собственности…». В 2002 году в дело вмешался Минюст, изобретя «Временное положение о порядке регистрации прав на недвижимое имущество». Потом был Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» от 1 июля 2004 года… И во все времена, пока «наверху» шла «перестрелка» инструкциями, законами и всяческими иными законоуложениями, главным хозяином положения оставалось неубиенное Бюро технической инвентаризации (БТИ), поскольку именно оно во всех населенных пунктах выполняло нудную, тихую, скрупулезную, но очень важную работу: регистрировало каждый квадратный метр нашего жилья, свято чтя ленинскую заповедь: «социализм – это учет и контроль». И учитывало, и контролировало. И, как исторически было положено труженикам учетно-контрольной отрасли нашей страны, держало свои турбинные лопасти в неиссякаемом денежном потоке, поступавшем от населения.
Любая «справка о справке» в БТИ стоила денег, пусть по тем временам и небольших, по государственным расценкам, но кто ж не пытался «объехать» это государство? А за «объезд» по запретным территориям полагалось платить, и сумма платы возрастала в геометрическом прогрессии по отношению к размерам чиновного риска. И БТИ, изначально как коммунальная структура, вовсе не собиралась делиться информацией и передавать ее в какой-либо Центр, пусть даже это будет громко звучащий Государственный реестр. Логика в этом  нежелании была: БТИ десятилетиями «намывало» эту базу данных, тратило на ее создание время и средства, а Минюст возжелал иметь «все и сразу», и – бесплатно… Минюст прямо обзывал БТИ «устаревшей и закоренелой структурой», против неаккуратной работы БТИ были настроены многие риелторы, и, в общем-то, они были правы. Борьба была нешуточной. Победил в итоге Минюст – был издан уже нашумевший приказ этого ведомства №615/5. Нет, Минюст не отодвинул в сторону БТИ, но Государственный электронный реестр прав на недвижимость все же теперь в его руках.
 
За всем этим видится еще одна «сверхзадача»: введение в действие налога на недвижимость, причем – на всю и элитную, и социальную, и барачную – на всю. Теперь без знаменитого «вытяга», то есть – «извлечения из Государственного электронного реестра», как уже писал недавно «Багнет», гражданин не сможет ни продать, ни подарить свои законные квадратные метры проживания. Хорошо это, или плохо? Это уже – вожделенный «порядок», или еще – не очень? У специалистов, работающих в сфере недвижимости на этот счет опять, как и всегда, разные мнения. Журналисты «Багнета» пообщались с экспертами на предмет новшеств в сфере регистрации прав на недвижимость, и отобрали заслуживающие особого внимания, наиболее полярные мнения.
 
Наталья Доценко-Белоус, старший юрист юридической фирмы «Василь Кисиль и партнеры» :
– Считаю, что это все-таки порядок, который надо было наводить давно, это значительно облегчает все операции с недвижимостью. А с такими операциями может столкнуться любой гражданин, которому необходимо поменять, купить, подарить, продать жилую недвижимость. В таком случае именно Реестр является тем опорным документом, вокруг которого и происходят все хозяйственно-юридические действия.
 
Артур Пилипчук, директор агентства недвижимости «Валион»:
– Кто с введением этого новшества выиграл? Ну, уж точно не клиент. Потому что теперь ему все это стало и дорого, и долго. У нас уже бывало, что клиент, узнав об общей стоимости нашей услуги, решает проделать все эти «хождения по мукам» самостоятельно. Через день приходит уже с деньгами, говорит: «Я не только ничего не сделал, но и ничего не понял!» Потому что процедура усложнена, и те самые знаменитые пять квитанций, по которым идет оплата получения «извлечения из реестра», обозначают только одно: денежный поток разбивается на пять ручейков. Куда они текут – мы, риелторы, не знаем. Мы просто берем на себя проблемы клиента, который желает продать или поменять недвижимость.
 
Получился такой вот непонятный «юбилей». Нет у гражданина никаких «трех дорог». Точнее, их больше, но все заканчиваются в одном узеньком тупике, упирающемся в табличку с надписью «БТИ». Которое не обойти. Кстати, в Интернете можно найти объявления, где «черным по белому» разного рода «юридические фирмы» предлагают ускорить сроки получения этой самой пресловутой выдержки из Реестра до 2-5 дней. За… всего-навсего эдак 600 «баксов» (у многочисленных подъездов и полуподвалов киевского БТИ листовки с такими предложения по сей день раздают тетеньки всем прохожим. – Ред.). Так что все осталось на своих местах… Платить придется все равно нам, причем – даже за то, за что уже было в свое время уплачено.
 
Те же самые юристы советуют: не дергаться, не тратить зря деньги, время и силы, и не бежать в БТИ только ради того, чтобы получить подтверждение того, что вас включили в Государственный электронный реестр прав собственности на ваше же жилье. Нет такого требования: переоформлять права собственности. Вот если будете что-либо продавать-дарить-менять, тогда – да. До двух месяцев ожиданий и толчеи в коридорах и подвалах Киевского БТИ, репортаж о чем «Багнет» уже публиковал.
 
Да, кстати, недавно парламент Украины принял прелюбопытные поправки к Уголовному кодексу, которые еще больше должны возвеличить значение БТИ. Теперь, если вы произвели такую перепланировку, в результате которой кому-то нанесен материальный ущерб в особо крупном размере, погиб человек или возникли иные тяжкие последствия, можете схлопотать весьма приличный строк отсидки – до 12 лет. Список того, чего нельзя делать со своей квартирой, вроде как невелик, всего 9 пунктов, но среди них, кстати, один очень любопытный: нельзя устанавливать кондиционеры и спутниковые антенны на фасадах зданий, выходящих на улицу.
 
Так что поаккуратнее надо – с БТИ…
 
Ольга Коваленко