Уже второй месяц на рынках работают «двуглавые» милиционеры
Работу в новых общественных приемных милиционеры пытаются совмещать с исполнением обязанностей на своем прежнем участке
Уже более полутора месяцев на украинских рынках работают общественные приемные милиции, которые Министерство внутренних дел Украины решением от 29 ноября создало для «оперативного и качественного реагирования на обращения представителей малого бизнеса о нарушении прав и предупреждения коррупции в отношении них со стороны чиновников». «Багнет» решил проверить, как справляются со столь нелегкой задачей новые органы защиты прав предпринимателей (и их клиентов – миллионов покупателей на базарах), и насколько вообще создание таких приемных целесообразно.
По информации МВД, к работе в общественных приемных должны быть привлечены оперативники Государственной службы по борьбе с экономической преступностью, участковые инспекторы милиции и работники службы внутренней безопасности.
Мы заглянули в общественную приемную на столичном Владимирском рынке, который по сравнению с другими не слишком многолюден в силу высоких цен на продукты. Там нас встретил участковый инспектор милиции (он же – руководитель общественной приемной) Александр Дорошенко. Ни представителя управления по борьбе с экономической преступностью, ни других работников внутренней безопасности нам разыскать так и не удалось. В ответ на поставленный вопрос о количестве обращений в день инспектор, замявшись, неуверенно сказал, что ежедневно к нему за помощью обращаются 7-10 человек. «А иногда и по 15 приходит!», – с энтузиазмом добавил он. Впрочем, навести конкретные примеры таких массовых обращений ему так и не удалось.
О количестве обращений граждан нужно судить исходя из информации, которая вносится в книгу обращений. Но, со слов Александра Дмитриевича, ее на месте не оказалось по той причине, «что мы сдали ее на проверку руководству».
В то время как в Министерстве внутренних дел главной обязанностью общественных приемных называют рассмотрение сообщений о возможных правонарушениях в отношении предпринимателей, как то: вымогательство, вымогательство взятки и угрозы физического воздействия, по словам инспектора, никаких принципиально новых проблем с момента введения новшества на рынке не появилось. «Вопросы, как и прежде, в основном касаются конфликтов между самими предпринимателями. И это понятно: на дворе кризис, покупательная способность снизилась, конкуренция заставляет идти предпринимателей на любые меры, чтобы бизнес оставался на плаву». Поэтому анонимные обвинения в правонарушениях появляются регулярно.
По негласно принятой схеме, получив информацию такого рода, руководители приемных проверяют ее, и делают нарушителю предупреждение о возможных последствиях. Через несколько дней делается повторная проверка, и уже по ее итогам предпринимаются какие-либо меры наказания. По словам Александра Дорошенко, чаще всего люди озвучивают свои и чужие проблемы в устной форме, поскольку не доверяют исполнительной власти и боятся, что информация о наговорах «всплывет» и дело обернется против них.
Вот так обходными путями и совершается защита малого бизнеса в Украине. «Ведь если я, согласно законодательству, как руководитель общественной приемной сразу же закрою торговую точку, не разобравшись даже, почему, к примеру, лицензия не продлена, то таким образом буду мешать, а не помогать предпринимателям», – уверяет Александр Дорошенко.
Согласно установленным правилам, в общественную приемную могут обращаться и люди, чьи права нарушили сами продавцы. 36-летний киевлянин Дмитрий Волевач рассказывает случай из жизни, который недавно произошел с ним на одном из столичных рынков: «На днях меня обвесили, когда я покупал яблоки. Пришел в приемную, объяснил ситуацию. Товар взвесили, оказалось, что разница с реальной стоимостью составила 2 грн. К продавцу милиция так и не пошла. Мне предложили взять недостающие 2 грн., вытащенные из их кармана, и закрыли за мной дверь».
Что ж, надеемся, что такое отношение к работе характерно не для всех представителей правоохранительных органов, которые задействованы на столичных рынках.
Так или иначе, в противовес спокойной атмосфере, которая царит в центре города, самым проблемным местом в Киеве оперуполномоченный отделения по борьбе с экономической преступностью Андрей Давыденко называет Троещинский рынок.
Местная общественная приемная открылась в первой декаде декабря. Сюда за все время ее работы, исходя из данных книги приема граждан, обратилось всего 11 человек. «Пока люди не знают, по каким вопросам можно обращаться к нам в приемную», – объясняет «Багнету» старший участковый инспектор Деснянского РУ ГУ МВД г. Киева Андрей Умрыхин (по совместительству – начальник общественной приемной). По его словам, 99% обращений касаются замены некачественного товара и грубого обращения продавцов. Еще 1% заявлений – о кражах (от 11-ти обратившихся на кражу пожаловалось 0,11 человек!? – ред.).
Посему на условиях анонимности представители правоохранительных органов, которые работают на киевских рынках (и боятся потерять свою должность), признают, что, исходя из практических, а не теоретических соображений, все, что реально изменилось после нововведения МВД – появились таблички на дверях участковых с надписью «общественная приемная» и заведены книги обращения граждан, информация в которых дублируется с записями в регистрационной книге обращения в милицию.
«Чтобы общественная приемная работала по всем правилам, нужен отдельный кабинет, и 3 человека, которые будут там все время дежурить: оперативник Госслужбы по борьбе с экономической преступностью, участковый инспектор милиции и работник службы внутренней безопасности, – сетует руководитель одной из общественных приемных крупного рынка столицы. – Но самом деле их попросту нет! Что уж говорить, если тех же представителей УБЭП в 3 раза меньше, чем самих рынков, тем более, что здесь никто из них работать не хочет».
И поскольку пополнения кадров не состоялось, то обязанности руководителя приемной ложатся на плечи участкового милиционера без прибавки к зарплате. Интересно, что по «правилам» руководитель общественной приемной должен постоянно находиться на рабочем месте, с другой стороны работник правоохранительных органов должен находиться там, где случилась конфликтная ситуация. И инспектору постоянно нужно метаться от одной роли к другой.
Прикрываясь красивыми фразами, в МВД, похоже, забыли о едва ли не главной составляющей успеха любого нововведения – о должном финансировании проекта. Ведь, чтобы корабль поплыл, ему нужно не только название, но и весла с ветрилами.
Ева Лионова