Украина может «спрыгнуть» с иглы импортных энергоносителей
Половину нефти и газа можно добыть в море
Морские источники нефти и газа на украинских участках в Черном и Азовском морях намного перспективнее суходольных. Об этом в комментарии для ИА «НАШ ПРОДУКТ» сообщил Павел Лакийчук, директор информационных программ Центра содействия изучению геополитических проблем и евроатлантического сотрудничества Черноморского региона «Номос».
Согласно его данным, по месторождениям в акватории Черного моря на сегодня мы имеем примерно 110-120 структур. 31 из них - наиболее интересные, запасы газа в каждой составляют около 20 млрд куб. м. Так, структуры Палласа на Керченско-Таманском шельфе оцениваются в 162 млн. т условного топлива, а запасы углеводородов на Прикерченском шельфе - на уровне 280 млрд куб. м.
«Если начать активную разработку, то можно обеспечить 50% внутренних потребностей Украины в газе. Ведь судя по тому, что у нас с энергосбережением, мы сидим на игле импортных энергоносителей», - сказал Лакийчук.
На сегодня главная проблема Украины – это глубина бурения. Мы не можем вести глубоководное бурение и глубоководную добычу. Максимум для украинских нефте- и газобытчиков – 70 м, в мире же бурение давно идет на глубинах до 2 км.
«Мелководное (бурение) нам сейчас наиболее интересно, по крайней мере, пока оно не требует дополнительных серьезных инвестиций. Это 21% на мелководной части Азовского моря, примерно 17% - в районе Керченского пролива и 40% - северо-западный шельф между Крымом и о.Змеиный», - подчеркнул он.
В этом плане, считает эксперт, решение Международного суда в Гааге по Змеиному в определенной степени украинские интересы учитывает. «Несмотря на то, что румынам достались более «плодовитые» месторождения, Украине достались более мелководные, там где мы могли бы их эксплуатировать. Поэтому, нужно вкладывать финансы для того, чтобы начать их эффективную эксплуатацию», - отметил он. Спорные участки шельфа могут иметь запасы углеродов - от 10 млн т нефти и 100 млрд куб. м газа.
Румыны, в отличие от нас, практически сразу после решения суда начали раздачу лицензий на разработку принадлежащего им участка шельфа. «С июля 2010 года они уже выдали 5 лицензий на разведку месторождений в этом участке. Активно привлекают к этому иностранных инвесторов, в частности, голландцев, британо-румынскую компанию, американцев. То есть вкладывают деньги в разведку и добычу именно на уровне глубоководного шельфа, там где мы бы не смогли», - говорит Лакийчук.
«Украина должна быть заинтересована в добыче (нефти и газа) на своих участках и на спорных с Румынией участках, в северо-западной части Черного моря. Однако мы серьезных шагов не предпринимаем в этом направлении. Скорее всего, это связано с тем, что значительное лобби в правительстве Украины, в том числе и в предыдущих правительствах, было заинтересовано в импорте энергоносителей. То есть для конкретных фирм и личностей гораздо эффективней эксплуатировать импортную жилу, чем собственную добычу», - резюмировал эксперт.
Между тем в бюджете на 2011 год правительство не предусмотрело средств на разведку и добычу энергоресурсов в районе Черного и Азовского морей. Госзаказ на научно-технические разработки и целевые программы на о.Змеиный составляет 2,100 млн грн.
Напомним, в декабре 2010 г. «Нафтогаз» и «Газпром» подписали договор о создании СП по добыче угольного метана и освоению структуры Палласа.
Алиса Рэй