Александр Гомельский: «Надо жить!»…
18 января исполнилось бы 83 года Александру Гомельскому (1928) – легендарному Папе советского баскетбола
«У нас в семье было трое детей: Александр - старший, сестра Лидия и брат Евгений. В 1930 году отца перевели в Ленинград. Там прошло все детство. Дом наш выходил на знаменитую Карповку. На ней располагался Дом политкаторжан, где жили литовцы, эстонцы, немцы, - чистый Интернационал, - вспоминал Гомельский.
События 1933-37 гг. оставили немалый след в моей жизни. Хорошо помню, что над моей кроватью висели портреты всех маршалов Советского Союза. Отец иногда снимал тот или иной портрет. На мой вопрос: «Почему?», отвечал: «Этот временно стал врагом народа». Там были Тухачевский, Блюхер, Ягода и другие. Остались только Ворошилов и Буденный. Потом арестовали отца. Обыск, все вверх дном, Кресты... Выпустили его перед самой войной. Поразительно, но истоки патриотизма, который был и остается опорой в моей жизни, именно там, — в 30-40-х гг. Спустя много лет, когда выигрывали какой-то чемпионат, и в честь нашей победы звучал гимн, поднимали флаг СССР, всегда невольно щемило сердце, накатывались слезы…».
А «слезы накатывали» в честь побед его команд не раз. Под его руководством сборная СССР стала восьмикратным чемпионом Европы, чемпионом мира в Уругвае в 1967 году и в Колумбии в 1982 году, олимпийским чемпионом в Сеуле в 1988 году. Сергей Белов, Александр Белостенный, Александр Волков, Геннадий Вольнов, Валерий Гоборов, Иван Едешко, Станислав Еремин, Янис Круминьш, Римас Куртинайтис, Шарунас Марчюленис, Анатолий Мышкин, Виктор Панкрашкин, Модестас Паулаускас, Арвидас Сабонис, Сергей Тараканов, Валерий Тихоненко, Владимир Ткаченко, Вольдемарас Хомичус - это далеко не полный перечень баскетболистов Советского Союза, которым путевку в большую баскетбольную жизнь дал именно Гомельский. Он первым из европейцев увековечен в Музее баскетбольной славы всех звезд (Спрингфилд, штат Массачусетс, США) - самом престижном баскетбольном музее мира. Кроме того, на счету этого невероятно жизнерадостного мужика четверо сыновей, старшему из которых — Владимиру — на момент смерти Александра Яковлевича было пятьдесят семь лет (Сейчас он известный телекомментатор, его голос мы могли слышать во время телетрансляций шоу «Ледниковый период» и «Лед и пламя»). А младшему сыну Гомельского – Виталию опять же на момент смерти отца (в августе 2005) исполнилось всего три годика… Пожалуй, именно Виталика он считал наивысшим своим достижением...
В 1988-м перед Олимпиадой в Сеуле он создал свою самую звездную команду. В ней были наш Александр Волков, россиянин Валерий Тихоненко и литовец Арвидас Сабонис. Она выиграла тогда золотые медали. Спорт Советского Союза перед окончательным развалом страны напоследок громко хлопнул дверью. Тень той великой команды еще долго витала над его наследниками в лице национальных команд (особенно литовской), но они так и не смогли воссоздать в себе великий дух единения и сплоченности коллектива, которым руководил Папа (так его не сговариваясь, называли в баскетбольной среде). Даже футбольная сборная, которая на той же Олимпиаде стала чемпионом, обыграв в финале бразильцев во главе с самим Ромарио, не могла похвастаться подобным… Спустя несколько лет после Сеульской Олимпиады Александр Яковлевич на просьбу поделиться секретом своего успеха ответил: «Для тренера, конечно, очень важно уметь проводить тренировочный процесс, но это больше связано с теорией. Конспекты взял, полистал, помощник что-то подскажет. А умение управлять игрой, заставить баскетболистов в решающий момент бросаться на амбразуру, умирать за победу — это качество не всем дано. Оно присуще большим тренерам. Когда начинается битва, записи не помогут, здесь нужно иметь мужскую харизму. Не жалеть своих сил, нервов…».
Ровно через десять лет после той великой победы Гомельский начал свой последний матч - со смертью. Где-то под мышкой Александр Яковлевич обнаружил небольшую горошину. Увеличенный лимфоузел. В России и гражданские, и военные медики (Александр Яковлевич имел звание полковника. — Авт.) ничего страшного не обнаружили. Как раз в это время тренер поехал на какой-то турнир в Израиль. Местные врачи проверили здоровье мэтра и отправили на консультацию к профессору Бен Басаду. Тот поставил страшный диагноз: злокачественная опухоль. Тренеру сделали четыре сеанса химиотерапии и три сеанса облучения. Проблема, казалось, была решена, и Гомельский на несколько лет о ней просто забыл. …Первый тайм этого «матча» Гомельский у смерти выиграл. Но все вернулось весной 2004-го. Александр Яковлевич похудел на 15 кг, не мог глотать. Все усилия российских и американских врачей (его лечили во всемирно известном хьюстонском онкологическом центре) оказались тщетными…
В одном из своих последних интервью он признался: «Я не плаксивый человек, детство было боевое, военное, всего насмотрелся и по жизни редко плакал. А тут даже меня проняло. Уж и жалеешь себя, и хочешь, чтобы все закончилось... Но, по-моему, достаточно пообщаться с семьей, выйти на улицу под солнышко, чтобы понять — надо жить!»…
Константин Николаев