Людмила Гурченко: «Человек без юмора – это инвалид»
Легендарная актриса о своей семейной жизни, режиссерском дебюте и тайнах своей молодости
«Пестрые сумерки» – кино о человеческих отношениях, талантливых людях и одиночестве. Две трети фильма звучит музыка, которую написала Людмила Марковна Гурченко. Главный герой ленты (если он может быть, если в фильме одну из главных ролей играет она сама) – слепой джазовый музыкант по имени Олег. У него есть реальный прототип – незрячий музыкант Аккуратов. Именно он исполняет все музыкальные и вокальные партии главного героя. Как уже писал «Багнет», на днях Людмила Гурченко приехала поздравить киевлян сразу с двумя праздниками – своим 75-летием и премьерой своего фильма «Пестрые сумерки».
- Людмила Марковна, вам тяжело было работать режиссером?
- Я не была режиссером в полном смысле этого слова. Просто режиссер, который должен был снимать, исчез за неделю до съемок. Вообще он театральный режиссер. Мы остались с оператором, который посещает режиссерские курсы – Дмитрием Коробкиным. Он был главным на съемках. Музыку к фильму написала я – как я и мечтала, это симфоджаз. Валторны, скрипки, гобои. Тексты песен – самодеятельные, это стихи людей, которые присылали их мне и дарили. Идея фильма моя, на меня легло озвучание, монтаж и так далее. Я была теневым кабинетом, который потихоньку вышел из тени. Но в режиссерском кресле я не сидела. Там много импровизации. И есть человеческие отношения.
Я автор проекта «Пестрые сумерки». Сейчас ведь нет ролей для возрастных моментов. Я встретилась с гениальным явлением природы – одним из наилучших джазовых музыкантов, с которыми я работала. Это Олег Аккуратов – он играет не так, как все, и не так, как положено. Он слепой, лауреат многих классических конкурсов. Был в Армавире в интернате для слепых одаренных детей. В фильме он играет все мелодии и поет партии главного героя. Там есть несколько кадров с настоящим Олегом Аккуратовым – видео, как он поступал в интернат (в ленте слепого джазиста играет Дмитрий Кубасов, известный, в основном, по ролям в сериалах – авт.). Он изумительно играет «белый» джаз в манере Билла Эванса. Те, кто любит такую музыку, это самые тонкие и великолепной организации люди. Я хотела показать Олега Аккуратова всем. Это было нелегко.
- Этот фильм- своеобразный подарок вам на день рождения. Какие еще подарки получили?
- Самый главный подарок сделала себе сама. Записала на радио «Мое взрослое детство». Никому из режиссеров не давала снять фильм по этой книге. Люся забыла про все на свете и сидела в огромной аудитории одна. И должна была перенестись в другое время, реконструировать его. Сделать персонификацию речи. Это одна из самых лучших моих работ (зачитала фрагмент о том, как уезжала в Москву из Харькова учиться на артистку и сорвала овации публики – авт. )
Кадр из фильма «Пестрые сумерки»
- После стольких лет жизни в России чувствуете себя хоть немного украинкой?
- Взагалі я росіянка. Але я народилася у Харкові і закінчила українську школу. Очень полюбила язык, но и очень страдала от своего харьковского диалекта. Меня долго высмеивали, полтора курса. Потом я сообразила, как надо говорить (начинает изображать комичный московский акцент – авт.). Мне показалось, что я стала совершенно чужая для себя и для всех. Постепенно я стала переводить речь в нормальное стостояние, но, конечно – «шо такое» и «шо вы говорыте» уже не было. Давно говорю так, как мне удобно.
- Символично ли для вас, что премьера «Пестрых смерек» состоялась в Киеве? Как меняется, на ваш взгяд, наша столица?
- Здесь нужно жить, а не «наезжать», как я. Красивее Киева трудно себе представить. Жаль, что сейчас не весна. Весной в Киеве у меня начинаются невыносимые припадки – воздух вызывает жажду к жизни, уходят года, ты обновляешься. Хочешь думать, мечтать – это со мной происходит в Киеве каждый раз. Все изменилось к лучшему. Город хочется прямо в кармане ностить!
- Что дает вам силы так выглядеть и восстанавливаться как птица Феникс?
- Именно Феникс. Потому что я не раз бывала в ситуации, когда про меня забывали. Очень много обид на дне души. Я поняла, что нужно тихо делать свое дело и ждать, ждать, ждать, ждать, ждать. Терпеть и ждать. Я даже слов не знаю, чтобы это выразить. И быть в форме. Так, чтобы если слышишь слово «Мотор!»– бах, и быть в форме.
Я выхожу на сцену и не имею права разочаровать людей. Когда я в разобранном состоянии, я на сцену не выхожу. Я тихо прячусь. Я ведь скорпион – серая ящерица, которой обрубят хвост и она прячется – уродливая и несчастная, в скалы. Хвост отрастает и бах – здравствуйте, я опять здесь! И вот так у меня всю жизнь.
- Людмила Марковна, что вы нашли в своем муже такого, чего не было в других ваших поклонниках и что держит вас вместе уже 18 лет?
- 18 лет непростых. Он человек взрывной, быстро отходит, а я нет. Я же скорпион. Он умен, он человек с юмором. А человек без юмора – это инвалид. Он похож в чем-то на моего папу. Он первый человек, который, как и папа, может меня защитить. Ведь я всегда была беззащитна. Он мне помогает и я остаюсь нежной и хорошей. А он плохой. У нас одинаковая группа крови. Как сказано в Писании – если прожить первых три года и не передраться, то дальше все будет хорошо. У нас так и получилось.
Я никогда никого не обманываю, не изменяю и не делаю больно. За меня никогда никому не может быть стыдно.
Анна Фионик