«Бременские музыканты» отмечают юбилей
«Бременские» были настоящим открытием, прорывом к свободе. Тогда уже были известны и «Битлз», и у нас в «Бременских» тоже была четверка музыкантов
Легендарному анимационному мюзиклу «Бременские музыканты», премьера которого состоялась в 1969 году, исполняется 40 лет. Вместе с ним такой же юбилей отмечает и один из его создателей - поэт Юрий Энтин, сообщает РАИ Новости.
«На самом деле это не только 40-летие «Бременских», а и мое 40-летие как поэта, поскольку этот мультфильм стал моей первой большой успешной работой», - рассказал Энтин в интервью РИА Новости.
«Тогда я попал в компанию уже известного артиста и писателя Василия Ливанова, композитора Геннадия Гладкова, режиссера Инессы Ковалевской. Она тогда как раз мечтала поставить большой мультфильм, где были бы одни песни, и я сразу предложил «Бременских», - добавил он.
Как рассказал Энтин, перечитав сказку братьев Грим, авторы сочли ее «скучноватой и маленькой». «Ливанов в то время трудился над сценарием по «Синей птице», которую мечтал поставить, и, случайно встретившись с ним, я показал ему песню «Разбойники», которую сразу же написал, перечитав «Бременских», и которая вошла потом в мультфильм», - вспоминает Энтин.
По словам поэта, Ливанов, которому понравилась песня, сразу включился в работу. К компании бродячих музыкантов решили добавить Трубадура. Кроме того, по желанию композитора Геннадия Гладкова, отказавшегося писать музыку к мультфильму без любви, в действие ввели и Принцессу, а потом Короля.
«Работа закипела и протекла дружно и очень весело. Так появились бременские музыканты», - сказал Энтин, отметив, что успех превзошел все ожидания, ведь только за первые два года после выхода в свет пластинок с записью «Бременских» и «По следам Бременских» было выпущено 28 миллионов.
Такой фантастический успех поэт объясняет несколькими причинами, в частности отсутствием воспитательно-патриотического нажима и так называемого «сюсю-реализма», которые до этого преобладали в детских песнях.
«Эти сочинения нельзя было назвать поэзией, это было просто выражение материнских чувств, нежности, а сочинителями были в основном женщины. В «Бременских музыкантах» мы впервые избежали этого сюсюканья и каких-то особо ласкательных слов, мы избежали детских исполнителей», - пояснил Энтин.
Напомним, в мультфильме пели знаменитые Муслим Магомаев и Олег Анофриев. Кроме того, впервые фонограмма была записана на фирме «Мелодия» с участием выдающихся музыкантов, лучшего по тем временам звукорежиссера Виктора Бабушкина, который затем стал главный звукорежиссером студии «Мосфильм», и с использованием самой современной аппаратуры.
«Но самое главное - наше сочинение абсолютно не было похоже ни на что, существовавшее тогда, в конце 60-х годов. Наши «Бременские» были настоящим открытием, прорывом к свободе. Тогда уже были известны и «Битлз», и у нас в «Бременских» тоже была четверка музыкантов. Наши «Бременские» полюбились даже тогдашним стилягам, не признававшим ни одного сочинения «совка», - вспоминает поэт.
Затем по мультфильму был поставлен мюзикл с таким же названием. И с 1974 года «Бременские» стали жить самостоятельной жизнью - они были поставлены почти в 100 театрах России. Как рассказал Энтин, до сих пор к нему обращаются за разрешением поставить спектакль по этому произведению, и он с удовольствием дает это разрешение. Он рад, что «Бременские» продолжают жить, но честно признает, что сам уже активно не включается в эту работу иначе бы не смог заниматься ничем другим.
Энтин работал с известным композитором Алексеем Рыбниковым над мюзиклом «Буратино», к которому создал стихи. Также его произведения звучат в мюзикле «Человек-амфибия» режиссера Леонида Квинихидзе.
«Сегодня я увлечен театром, много пишу для него, - сказал поэт. - Недавно закончил пьесу по мотивам «Мандата» Николая Эрдмана. Это наша с композитором Давидом Тухмановым музыкальная фантазия по произведению Эрдмана, которую мы назвали «Раньше было лучше», - поделился поэт, отметив, что «прочитал его пьесу сегодняшними глазами».
«Всеволод Мейерхольд, который в свое время ставил «Мандат», посчитал, что во время спектакля в зале смеялись 283 раза. Я убежден, что сегодня реакция будет не менее бурной. Я всегда угадывал, что будет шлягером и вот сейчас смею сказать, что театр, который поставит эту музыкальную фантазию, станет обладателем супер-шлягера», - заключил он.