12:00 / 25.10.2010 Шоу-биз

Фанни Ардан: «Я научила своих детей главному – свободе»

Легендарная актриса рассказала о поцелуе с Катрин Денев и сказала, что «Лучше иметь укор совести, чем сожалеть»

В ее жизни было много слез и много любви. Она никогда не была замужем, но воспитывает трех детей от трех разных мужчин, она всегда отличалась свободолюбием, поэтому один из своих фильмов посвятила именно свободе. Ей есть о чем рассказать, поэтому, когда киевским журналистам в последний момент сообщили, что пресс-конференция с легендарной Фанни Ардан, которая прилетела в Киев на юбилейный кинофестиваль «Молодость», состоится на три часа позже, а потом уточнили – на четыре, представители прессы злились, жаловались на отсутствие выходного в воскресенье и испорченные планы, но все равно ждали. И не зря. Наконец-то приехав на встречу, Фанни было в хорошеем расположении духа, охотно отвечала на вопросы, вспоминала о принцессе Монако Грейс Келли и поцелуе с Катрин Денев, рассказывала о своих ролях в фильмах «Натали» и «Калласс навсегда», и старалась быть откровенной. Во всяком случае, на столько, на сколько может быть откровенной актриса. Легендарная актриса, отвечая на вопрос о детстве, настолько предалась воспоминаниям, что даже немного расплакалась. А говоря о своих мужчинах вдруг, понизив голос, призналась: «Я очень сожалею. Но французы говорят: «Лучше иметь укор совести, чем сожалеть». Единственное, что я могу сказать… я жила».

- Как провели эти два дня в Киеве?  

«Я прилетела вчера, посетила открытие фестиваля, которое мне очень понравилось. А сегодня я поехала за город в гости к Виктору Ющенко и его жене. Это была деревня, и мне очень понравилось в их доме. Там были лошади, куры, я видела чудесные традиционные предметы и мне показали как делают мед. Меня принимали как дома».

- Насколько сложно играть исторических персонажей? Не сковывает ли вас во время работы над такой ролью тот факт, что человек существовал на самом деле и его надо сыграть таким, каким он был? (Одна из самых известных ролей актрисы – это роль оперной дивы Марии Калласс в драме «Калласс навсегда» - Авт.) 

«Нет, я думаю, что персонаж становится историческим тогда, когда он что-то значит. И для актрисы сыграть Марию Калласс – это все равно что сыграть леди Макбет. Документальная точность меня не интересует, только душа и человеческая ценность. Поэтому исторические фильмы – это возможность рассказать вечную историю».

Фанни Ардан уже за шестьдесят, но она все еще великолепна

- Все ваши героини очень разные. Какую из них вы могли бы назвать фатальной, мистической?  

«Я играла роль в фильме Алана Рене. Играла роль женщины, которая была закрытой, альтруисткой, очень ясной, не эгоисткой – полная противоположность меня. И эта роль оставила во мне очень большой след». 

 - Чем Вас привлекает режиссура? Чем это сложнее или наоборот проще по сравнению с актерской работой?  

«Я думаю, что работа режиссера более тяжелая. Актриса заходит в своего персонажа так, будто она заходит в море и я всегда была актрисой, которая разрешала себя вести. Я всегда любила следовать и заходить в мир режиссера. Все что мне оставалось делать – это слушать, нюхать как собака, но при этом чувствовать себя свободной. Но, будучи режиссером, вы должны все контролировать и одновременно понимать, что вы ничего не сможете контролировать. Вы должны верить в жизнь и верить в людей, потому что фильм – это всегда маленькое чудо»

- Вашу работу в фильме «Натали» Виктор Ющенко назвал очень тонкой, психологической. Для Вас она тоже таковой является?  

«Это был фильм, который я очень люблю. У меня была роль женщины, которая страдает, потому что она видела, что муж любит ее меньше. И эта женщина вместо того, что бы сдаться решила сделать все, что бы вернуть любовь своего мужа. Даже выбрав дорогу, которая немного запутана. И в конце она была права».

- Был ли в Вашем детстве момент, который предопределил Ваше будущее?  

«У меня было чудесное детство. Я обожала своих родителей, они обожали меня, поэтому я думала, что любовь – это самое важное в жизни… (Фанни неожиданно замолчала и попыталась не расплакаться)…Простите».

Фанни не суждено было надеть обручального кольца, но ей посчастливилось любить и быть любимой по-настоящему

- «Когда Брэд Питт нес меня на руках, я думала о том, что утром слишком плотно позавтракала», - вспоминала Кейт Бланшетт о своих съемках в фильме «Вавилон». О чем Вы думали, когда целовались с Катрин Денев? (В фильме «8 женщин» - Авт.)

«Мне очень понравилось целоваться с Катрин Денев».

 - Как-то вы говорили: «Я научила своих детей главному – свободе». С тех пор прошло лет шесть, вы не пожалели о том, что научили их именно этому?  

«Нет, потому что я думаю, что все больше и больше понятие свободы стоит под угрозой. С самого детства надо хранить в себе это ощущение, независимость духа. Не надо бояться. И в жизни нам часто надо выбирать между свободой и безопасностью, но думаю, что больше надо склоняться к свободе».

- Довольны ли Вы своей режиссерской работой?  

«Мы никогда не довольны, но недовольство – это двигатель. Каждый раз мы говорим себе «В следующий раз я сделаю это лучше», поэтому каждая вещь, которую мы делаем это как черновик для следующей. Но, если у меня будет возможность что-то переделать, я переделаю».

- Кто-то из Ваших троих дочерей пошел по Вашим стопам?  

«Нет, мои дети не выбрали эту профессию. Они пошли по другой дороге, но, как матери, мне очень приятно познавать какие-то вещи через своих детей».

«Жизнь актрисы – это жизнь мечты, поэтому моя лучшая роль будет той, которую я так и не сыграла»

- Расскажите о работе в фильме «Лицо» тайваньского режиссера Цай Минляна. 

«Это очень большое поэтическое воспоминание. Часть фильма снималась в Париже, в Лувре, а вторая - в Тайване. Цай Минлян не говорил на французском, а я не говорила на китайском и не понятно как, но я все поняла. Потому что он говорил как художник, а ведь кино – это мировой язык, а чувства и истории везде одинаковые. Мы представляли этот фильм на Каннском фестивале и, когда мы стояли перед ступенями, я стояла возле Минляна, и услышала как он сказал на английском: «Я хочу плакать». «Значит, вы говорите на английском?» - спросила я – «Нет, я знаю только эту фразу», - ответил он.

- Что из русской литературы любите больше всего?  

«Это роман, который я перечитываю каждые 10 лет –  «Идиот»

- Что было для Вас самым ценным в дружбе с Грейс Келли?  

«Я была маленькой девочкой, находила ее очень красивой, скромной, таинственной. Я не могу говорить о дружбе, потому что мы были очень разными, но она стала частью моего детства. Тогда я не знала, что стану актрисой и для меня она была как звезда. Такой, которая горит на небе и только для меня».

- Кто из партнеров по съемочной площадке был для Вас самым лучшим?  

«Я любила партнеров, которые на меня смотрели. Вы не можете быть хорошей актрисой, если перед вами тот, кто на вас не смотрит. Поэтому мне повезло играть с великими актерами и великими актрисами. Когда кто-то на нас по-настоящему смотрит, мы забываем о камере и о том, что идут съемки. В этот момент мы просто живем».

Записала Марина Алексеева

Фото автора