«Утомленные солнцем 2»: Выжить на съемках любой ценой
Актерам самого дорогого фильма в истории российского кино на съемочной площадке пришлось буквально бороться за жизнь
Спустя 16 лет в прокат выходит продолжение оскароносной драмы и самый дорогой фильм в истории российского кино - «Утомленные солнцем 2: Предстояние». Об этом фильме говорили последние лет пять, но разговоры о съемках будут ходить еще десятилетиями. Потому что все было по-настоящему, как в жизни. С реальными эмоциями, которым уступили место наигранные, со «сгорающими» заживо актерами, отказавшимися от каскадеров, с отчаянным воплем: «Господи, когда же это закончится?» не по сценарию. А потому что было страшно, и тяжело. И надо было не только играть свои роли, но и выживать. Всем: и именитым артистам, и многотысячной массовке, и дочерям режиссера и самому Михалкову. Никита Сергеевич он ведь такой, никого не щадит. Нельзя — зритель моментально почувствует ложь, наигранность, трусость. Особенно, если речь идет о Великой Отечественной. Войне, о которой, кажется, все всё знают, все всё сняли, рассказали, показали...
«Нет снисхождения, его не может быть. - Говорил Никита Михалков на встрече с украинской прессой в ноябре 2008-го. - Или вы идете в эту очень жесткую профессию и должны понимать, что здесь не может быть ничего, за что будет стыдно — ведь никому потом не объяснишь: «Понимаете, она не очень хорошо себя чувствовала, и я ее пожалел» - либо ты не должен туда идти. То, что испытала Надя (Дочь Михалкова. - Авт.) на этих съемках — это очень тяжело. 28-ми градусный мороз, под тремя ветродуями, ночью, и в лицо вместо снега, которого не хватает, запускается цемент, и в это время надо тащить раненых людей на шинелях — это очень тяжело физически. И самое дорогое, что, испытав все это, она вдруг поняла: сейчас это игра, а тогда было по-настоящему»
События фильма происходят во время и после Великой Отечественной войны. Митя, выживший после попытки самоубийства, вновь становится на пути бывшего комдива, и теперь шансов выжить у Сергея Котова - практически нет
Но «по-настоящему» у Нади Михалковой все же было. И когда ей, молоденькой медсестричке Наде Котовой, в тяжеленном тулупе, кирзовых сапогах, с ледышками-руками от мороза пришлось еле-еле тащить раненого бойца с поля боя, понимая, что на реальной войне ее ровесницы выносили их десятками; и когда снимали крушение баржи. Ее героиня должна была всплывать из-под огромного полотнища с красным крестом, под которым шел корабль. Дубль за дублем Надя ныряла в ледяную воду специального бассейна, дубль за дублем режиссер просил повторить прыжок. Прыгнув в очередной раз, уставшая актриса поняла, что из-под плотной материи она уже не выплывет. Спасли Михалкову дежурившие на месте съемок водолазы. Откачали, отогрели и отправили сниматься дальше. Все как уже когда-то было, на съемках «Утомленных солнцем» в девяностых, только тогда шестилетняя Надя теряла сознание от жары. Да и то только после крика: «Снято!»
Ей есть в кого быть такой беспощадной к самой себе. Потому что в то время как ей приходилось тонуть в бассейне, ее отцу, и по жизни и по фильму, предстояло быть заживо погребенным. Во время создания сцены, где Сергея Котова давит танк - Никиту Михалкова в каждом дубле засыпали десятками килограммов промерзшей земли. И каждый раз он, заживо погребенный в 30-ти градусный мороз, должен был откопаться и выбраться на поверхность. О дублерах Никита Сергеевич и слышать не хотел — в таких сценах ему было важно самому пережить то, что испытывали солдаты Великой отечественной.
Дочери режиссера Надежда и Анна Михалковы
«Есть простая истина. - Говорит Никита Сергеевич уже сейчас, когда до премьеры «Утомленные солнцем 2: Предстояние» осталось несколько дней. - Когда мы судим о своей жизни, гладя на то, как живут те, кто живет лучше нас, у нас возникают проблемы, потому что нам хочется так же. А когда мы судим о своей жизни по судьбам тех, кто живет хуже нас, то многие проблемы сразу становятся ничтожными и отступают. И мы думаем, какое счастье, что этих проблем нет у нас. Ведь как говорил Толстой: «Счастье жизни – в самой жизни». И мне очень хотелось бы, чтобы люди, посмотрев эту картину, осознали, поняли и приняли то чувство благодарности и радости, с которым стоит сейчас проживать каждый свой обыденный день. А мы действительно отвыкли радоваться простым вещам. И мне важно донести до современного зрителя осознание того, что вопрос о том «как?» жить, вторичен от вопроса «зачем?». И я считаю это принципиально важным»
Как важно было и то, что бы осень была похожа на жаркий летний день, для чего режиссеру пришлось заказать тысячи искусственных зеленых листьев, которые были прикреплены к уже сбросившим листву деревьям. И то, чтобы актеры плескались в ледяной воде, изображая счастливых пляжников. И то, чтобы рассказать о войне со всеми ее ужасами, трагедиями и слезами так, чтобы его услышали. Чтобы проснулись и почувствовали национальный иммунитет к жизни и умению радоваться ей именно сейчас, в настоящем, а не никому неизвестном потом.
Громкая премьера фильма запланирована на 17 апреля в Государственном Кремлевском дворце, который специально для этого события переоборудован в самый большой в России цифровой кинозал. Обычные зрители смогут увидеть «Утомленные солнцем 2: Предстояние» спустя несколько дней, с 22 апреля. А уже к концу года мир увидит продолжение - «Утомленные солнцем: Цитадель».
Марина Алексеева