Как дочь фашистов Одри Хепберн едва не сыграла Анну Франк
Казалось бы, о жизни Одри Хепберн — кинодивы, занимающей третье место в списке величайших актрис американского кино — известно почти все. Икона стиля, в чьем послужном списке — статуэтка «Оскар», по три премии Bafta и «Золотой глобус», а также «Эмми», «Грэмми», «Тони» и т.д.
Тем не менее детство и юность Одри, которые пришлись на 1930-е — 1940-е, биографы вспоминают нечасто. Эту ошибку исправил историк Голливуда Роберт Мацен, выпустивший книгу «Голландская девушка: Одри Хепберн и Вторая мировая война».
Родители Одри в свое время поддерживали нацистов, выступая против «еврейского засилья» в сфере финансов и торговли. Мать-голландка — баронесса Элла ван Хеемстра — была знакома с Гитлером, активно сотрудничала с Британским союзом фашистов и публиковалась в партийной прессе. Отец-ирландец занимался нацистской пропагандой и сбором информации для Рейха, за что был арестован в Лондоне в 1940 году (к тому времени они с супругой уже были разведены).
Элла поддерживала нацистов и после оккупации ими Нидерландов. В конце 1941 года баронесса при содействии немцев организовала в родном Арнеме музыкальный вечер, на котором выступили ее дочь Одри и сын Ян. По иронии судьбы, хореограф будущей звезды — Винья Марова, — была еврейкой и скрывала свое происхождение. Вскоре второй сын баронессы — Алекс — стал подпольщиком, а через несколько месяцев и сама Элла, недавно восторгавшаяся фюрером, присоединилась к Сопротивлению. Толчком к этому послужил расстрел нацистами ее родного брата Отто — представителя аристократического рода Лимбург-Штирум. Судья Отто Гелдер просто отказался подчиниться распоряжениям новой власти, и был уничтожен как заложник.
Баронесса Элла ван Хеемстра, нач. 1930-х | Пленные британские солдаты в Арнеме, сентябрь 1944 |
Это потрясло семью до глубины души — баронесса с Одри уезжают в деревню Велп, где живут у дедушки — барона ван Хеемстра. Здесь мать и дочь участвуют в Сопротивлении, известно, например, что 15-летняя Одри помогала д-ру Хендрику Хоофту — человеку, вовлеченному в сеть по спасению сотен евреев. Девушка передавала послания семьям, прятавшим евреев, подрабатывала танцами, собирая деньги для Сопротивления. Члены ее семьи рисковали жизнью, укрывая британского солдата, сама Одри и ее мать были задействованы в качестве медсестер. Когда в конце войны немцы сгоняли голландских женщин и девушек для работы на немецких кухнях, Одри была схвачена, но смогла бежать.
Сразу после войны Хепберн узнала об истории Анны Франк — сосед по их с матерью квартире в Амстердаме был редактором, работавшим над публикацией дневника. Хепберн и Франк были ровесницами — обе родились в 1929 году с разницей всего в несколько недель и обе жили в Нидерландах в годы войны. Одри описывала Анну как родственную душу: «Дневник просто уничтожил меня. Это была не просто книга …это была моя жизнь». Как полагает Мацен, девушка, вероятно, испытывала вину за то, что, в отличие от Франк, выжила в той войне…
Голландские власти поначалу таскали Эллу на допросы по подозрению в коллаборационизме, но вскоре сняли все обвинения, после чего мать и дочь уехали в Англию, где Хепберн продолжала заниматься балетом, но… добилась успеха в кино.
Одри Хепберн с Отто Франком и его второй женой, 1957
В 1958 году ее пригласили сыграть роль Анны Франк и получили отказ — Одри сочла эту тему слишком близкой и болезненной, хотя и встретилась с отцом Анны — Отто — и его второй женой. Согласно автору книги, на отказ от роли повлияли и опасения, что съемки станут поводом для копания в далеко не безупречном прошлом матери актрисы.
Карьера Одри Хепберн развивалась блистательно, много внимания уделяла она и помощи детям в рамках ЮНИСЕФ. В годы войны из-за постоянного недоедания у девушки развилась анемия и заболевание органов дыхания, и после победы гуманитарная помощь оставила у Одри глубокое чувство благодарности. Послом ЮНИСЕФ она была практически до самой смерти, проводя недели в поездках по беднейшим странам мира в попытках улучшить жизнь детей. Так актриса словно отдавала долг, делясь с другими своим успехом, своим благополучием, в конце концов, жизнью, которой была лишена ее ровесница Анна Франк…
Константин Мельман, специально для «Хадашот»