В Киеве Александр Градский говорил, как Горбачев и пел как в последний раз
1 марта, на сцене столичного Октябрьского дворца состоялся долгожданный юбилейный концерт человека-эпохи и бунтаря Александра Градского
Он состарился и, по его же словам, «готов на помойку». Но кто ж его отпустит? Александра Градского - громогласного, прямолинейного, независимого, легендарного обладателя уникального голоса с певческим диапазоном в 3,5 октавы. Потому что стоит ему набрать в легкие побольше воздуха, как затрясется потолок, побегут мурашки по спине, придет понимание того, что другого такого голоса нет. Впрочем, как и личности. Это он придумал потрясающий термин «журналюга» и очень меткое «совок». Он, будучи уже не самым молодым, худым и красивым холостяком, очаровал молоденькую модель из Украины предложением прикоснуться к истории, то бишь, соизволить с ним познакомиться, и теперь называет ее своей женой. Он просит не выключать свет в концертном зале, пусть даже в полупустом, что бы видеть каждого, кто к нему сегодня пришел. Видеть и слышать.
«Я, честно говоря, не думаю, что надо что-то говорить. – Начинает Александр Борисович свой традиционный разговор со зрителем после того, как по окончании первой же песни «Как молоды мы были», у всех потихонечку начинает раскладывать уши. Даже исполняя свой гимн ушедшим годам в сто пятьдесят тысячный раз, Градский поет так, словно эта песня звучит в первый или последний раз. – А то, если меня разбередить, я такое могу наговорить, что больше приехать не смогу…»
Его рассуждения внезапно прерывает звонок мобильного.
«Это я вам как раз звоню! – Откликается Народный артист России. – Сейчас я это оформлю уже вокально…»
Сегодня, 2 марта, Александр Борисович даст концерт в Одессе
На сцене только он, пюпитр с нотами, которые он будет листать все два часа концерта, выискивая, что бы такое спеть, пару ящиков с самой необходимой аппаратурой и пульт звукорежиссера. В далеком 80-м Александр Борисович уволил своего директора, видать всех остальных его помощников постигла та же участь, потому как Градский не только сам себе композитор, гитарист и поэт, но и сам себе звукорежиссер и директор.
«В 1980-м году, в Киеве, в декабре была премьера этой песни, которую я хочу сейчас вам спеть. – Провел маленький экскурс в прошлое певец. – Было много людей, много уродов, которые говорили, что не надо этого делать. Я сказал, что мы снимем концерт, и они, в конце концов, от нас отстали. Тогда же я уволил своего первого и последнего директора, который советовал: что мне петь, а что нет»
Окончательно оглохнув уже после второй песни, народ осторожно просит: «Тише!», но Градский непреклонен и хохочет в перерывах между куплетами «O Sole Mio» - «Сейчас привыкнете!» Пару человек в первом ряду все же поднимается с мест, и спасаются бегством в рядах более отдаленных от сцены и колонок. Александр Градский только пожимает плечами, мол, он просто не может петь тише. Вторая попытка сделать голос человека-эпохи менее громким также безуспешна: «Еще чего не хватало! Это же рок-н-ролл!... Я буду петь вам блюз, беби, я буду петь вам блюз. Если Госплан, Минкульт, Минфин, Госкомцен, Госкомтруд не перекроет нам шлюз… Если будете и дальше аплодировать, не услышите слова песни!..» - пытается утихомирить публику Градский, но разве его зрителя этим напугаешь, он ведь знает слова наизусть.
Желая порадовать свою публику, Александр Борисович по несколько минут листает свои ноты, спрашивает что спеть. Перекрикивая друг друга, киевляне начинают просить все подряд, выкрикивая названия баллад, романсов, авторских композиций.
«Не кричите на меня!... - Прерывает их мэтр. - Я пытаюсь понять что петь... Во! Любимая песня Михаила Горбачева. Он мне так и сказал: «А я и не знал, что у тебя есть такая хорошая песня». Кстати, мы с ним выпивали. Хорошо выпивает человек, не смотря на возраст. И песни тоже хорошо поет...»
«Любимой» песней Михаила Сергеевича оказалась «Экспедиция», изданная еще в 1990-м. После, Градский вернулся в 68-й, немного погостил в восьмидесятых, вспомнил о лихих девяностых и, наконец, заглянул в двухтысячные. Не стесняясь в выражениях (из песни слов не выкинешь), довольно посмеиваясь каждому выкрику «Браво!», копируя голос Горбачева в нескольких песнях, на ходу решая, что петь, а что нет. Просто продолжая быть самим собой. Сам себе директором, звукорежиссером, рокером, поэтом, музыкантом, гением, центром Вселенной. Человеком, которого никогда не было возможным ни перекричать, ни перепеть, ни перевоспитать.
Марина Алексеева