22:07 / 23.12.2018 Шоу-биз

Диббук и Вий оказались соседями

Одержимая диббуком Лия, фильм «Диббук», Польша, 1937    

Многие удивительные открытия лежат на поверхности — нужно лишь свести воедино давно известные факты. Например, о том, что ряд химических соединений меняет цвет под солнечными лучами, знали издревле. Камера-обскура тоже известна, как минимум, с V века до н.э. Но свести воедино два этих факта смогли только в середине XIX века. Так родилась  фотография.

Как пишеь "Хадашот", этнографическое наследие, собранное Семеном Ан-ским (Соломоном Раппопортом), давно и заслуженно высоко оценено специалистами. Благодаря его экспедициям 1912 и 1914 гг. удалось зафиксировать срез «местечковой цивилизации» накануне уничтожившей ее Катастрофы. Ни до, ни после Ан-ского такие масштабные экспедиции не проводились.

А еще Семен Акимович — классик еврейской литературы и автор знаменитой мистической драмы «Диббук», занимающей в еврейской литературе то же место, что и гоголевский «Вий» в украино-российской.

Диббук в ашкеназском фольклоре — вселившаяся в чужое тело душа умершего грешника как бы зависшая меж двух миров — живых и мертвых. Изгнание диббука напоминает экзорцизм у римокатоликов или «вычитку» у православных. Изгонять прилепившегося духа-паразита может только цадик при помощи десяти уважаемых членов общины. В ходе обряда «изгонятели» в погребальных одеяниях читают специальные молитвы и трубят в шофар.

Драма «Диббук» появилась как итог подольской экспедиции 1914 года. Сюжет тоже родом с Подолья.

Пребывая в местечке Ярмолинцы (ныне райцентр в Хмельницкой области) Семен Ан-ский стал свидетелем довольно банального, как на то время, события: отец решил выдать свою семнадцатилетнюю дочь замуж за старого, но богатого земляка. Та же была влюблена в бедного ученика иешивы. Молодой человек страдал молча, а девушка целыми днями рыдала.

Печальная история молодых людей настолько тронула Ан-ского, что, вернувшись в Петербург, он тут же пишет пьесу.

Итак, вкратце сюжет драмы:

Молодой бедняк Хонон и дочь богача Лия давно любят друг друга. Узнав, что Лию решили насильно выдать за богатого, Хонон пытается не допустить этого при помощи каббалы. Но заниматься каббалой опасно  слишком уж могущественные силы могут быть вызваны к жизни. Хонон предупреждениям не внемлет и закономерно погибает.

Лия идет на кладбище, где молит любимого забрать ее из мира живых и спасти от постылого брака, но вместо этого дух Хонона (диббук) вселяется в девушку прямо во время свадебной церемонии. Цадик изгоняет диббука из тела Лии, но бедняжка не желает расставаться с духом возлюбленного и умирает.

Семен Ан-ский

В драме Ан-ского, разобранной критиками едва ли не по слову, множество двойных и тройных смыслов, как и должно быть в каждом мистическом произведении. Тем не менее, как и в случае с фотографией, довольно важный аспект долгое время оставался незамеченным.

В частности, первая половина пьесы происходит в некой синагоге. Какой — на первый взгляд предельно ясно: в тексте прямо указано, что речь о «божнице» в местечке Тартаков (ныне село на Львовщине). Дано и ее описание: «Низенькая, очень старая деревянная синагога с почерневшими стенами с подпорками...»

Но, как оказалось, этнографы и литературоведы упустили один довольно важный момент. На самом деле Ан-ский описывает вовсе не Тартаковскую синагогу, а Сатановскую! И указания на это присутствуют в самом произведении!

Так, по ходу пьесы мы узнаём, что «...никто не помнит и не знает, когда ее [синагогу] строили. Говорят даже, что она была найдена под землей выстроенной...». Так же мы читаем, что: «В полночь приходят [в синагогу] покойники молиться и оставляют здесь свою печаль...»

Но наиболее показательна романтическая история убиенных молодоженов, похороненных прямо у стен синагоги: «Когда их венчали, Хамелюк [Хмельницкий, авт.] напал и убил их под венцом. На том месте их и похоронили. И теперь, когда раввин венчает жениха и невесту возле синагоги, он слышит из могилки стоны... А после свадебного пира все идут туда и пляшут вокруг могилки, увеселяют жениха и невесту, которые там похоронены...»

Вот только все эти легенды не имеют никакого отношения к Тартакову. Они исключительно о синагоге в Сатанове!  В первую очередь это легенда о нерукотворности синагоги — мол, она существовала от момента сотворения Вселенной и ее случайно откопали при земляных работах. Легенда о душах умерших, слетающихся ночью на молитву, и легенда о молодоженах, якобы зарезанных казаками Хмельницкого, — тоже относятся к Сатанову...

Кстати, упомянутая в драме могилка сохранялась до самого закрытия сатановской синагоги в тридцатых годах прошлого века (на самом деле там захоронены жертвы устроенной янычарами резни, но это уже другая история).  

Согласитесь, весьма важная географическая деталь. Это все равно, что выяснить, в какой церкви проходила знаменитая вечеринка Хомы Брута, панночки и примкнувшего к ним Вия. Кстати, мало кто знает, что гоголевский Вий — ближайший сосед сатановского диббука (и вы еще считаете, что «сатанистская» топонимика здесь ни при чём!).

Сатановская синагога в начале ХХ века, на переднем плане — упомянутая могилка молодоженов...

В нескольких километрах от Сатанова лежит село Иванковцы (ранее — Иванковцы Сатановские), на окраине которого есть древнее городище Замчисько со священным источником.

В 1831 году на Подолье в качестве военврача побывал знаменитый русский лексикограф Владимир Даль. В Иванковцах он записал довольно интересную легенду о красавице княжне, ранее владевшей Замчиськом, и злобном колдуне «Спящем Буняке». Упомянутый Буняк одним лишь взглядом мог разрушить самые крепкие стены и уничтожать целые армии. Господь, желая уберечь людей от его злой силы, сделал так, чтобы тот не мог поднять свои веки, и колдун все время ходил с закрытыми глазами, за что и получил прозвище «Спящий Буняк». Глаза он мог открывать только с посторонней помощью — слуги поднимали ему веки, используя серебряные вилы...

Узнали? Это же знаменитый гоголевский Вий! И как здесь не поверить во всяческую мистику, а особенно в рок топонима Сатанов... Вий и диббук, оказывается, земляки!

 

Дмитрий Полюхович