Шарль Азнавур удостоен медали за спасение евреев
Шарль Азнавур на торжественной церемонии в резиденции президента Израиля
Медаль имени Рауля Валленберга за спасение евреев в годы Холокоста получил в Иерусалиме 93-летний французский шансонье Шарль Азнавур. Высокая награда стала признанием гражданского мужества родителей певца, а также самого Шарля и его сестры Аиды, прятавших в дни нацистской оккупации в своем парижском доме евреев и членов Сопротивления, сообщает "ХАДАШОТ".
Медаль вручал в своей резиденции президент Израиля Ривлин, отметивший, что «еврейский народ навечно сохранит благодарность семье Азнавур». Певец в ответном слове признавался в любви к Иерусалиму и говорил о схожести судеб еврейского и армянского народов.
«Мы выросли вместе в парижском квартале Марэ (где с XIII века селились евреи, — прим. ред.), — это были наши соседи и друзья» — рассказал гость. Когда началась война, маленькая трехкомнатная квартира Азнавуров стала убежищем для преследуемых нацистами. Первым, кого они приютили, был румынский еврей, беженец из Германии, обвиненный в подрывной деятельности и приговоренный к смертной казни. Он убежал во Францию, выдавая себя за немецкого солдата, но был разоблачен и скрывался от гестапо. Узнав об этом, глава семьи — Мишель — принял решение спрятать беглеца. Аида вспоминает, что родители без колебаний укрывали евреев, «хотя было ясно, что если нацисты найдут этого человека в нашем доме, то убьют нас». «Мы сказали, что наш дом — его дом, и относились к нему, как к старому другу, остановившемуся у нас на время, — добавляет женщина. — Несколько дней он даже спал на кровати Шарля».
Позже знакомая Азнавуров попросила их спрятать своего мужа-еврея по имени Симон, бежавшего из концлагеря Дранси. Впоследствии семья приютила еще одного еврея. «Мы понимали, что евреи стали жертвами жестоких преследований и сами, будучи армянскими беженцами, знали, что такое геноцид», — подчеркивает Аида в своей книге.
Вручение медали имени Рауля Валленберга
Известно также, что Азнавуры прятали армянских солдат, насильно мобилизованных в немецкую армию и дезертировавших из нее. Были они близки и со знаменитой парой — Мисаком и Мелинэ Манушян — героями Сопротивления, лидерами одной из подпольных групп (всеми партизанами в районе Парижа командовал польский коммунист-еврей Йосеф Эпштейн (полковник Жиль) — ветеран Гражданской войны в Испании). Группа Манушяна совершила почти тридцать успешных нападений на немецких оккупантов, включая ликвидацию коменданта Парижа генерала фон Шамбурга. Знаменитый нацистский плакат, изданный тиражом в 15 000 экземпляров, так описывал подпольщика: «Манушян, армянин, лидер банды, 56 нападений, 150 погибших, 600 раненых». Акцент на национальности «лидера банды» не случаен, хотя группа была многонациональной — в нее входили одиннадцать евреев, восемь поляков, пять итальянцев, три венгра, двое армян, испанец и т.д.
Мишель и Кнар Азнавуры формально не были членами группы, но помогали партизанам и даже прятали в течение нескольких месяцев чету Манушян, когда на тех охотилось гестапо и многие соратники отказались рисковать жизнью, чтобы укрыть супругов. «Родители понимали, что каждый день несет опасность, но мы с сестрой только после войны осознали, насколько велик был риск», — объясняет Шарль Азнавур.
Певец десятилетиями не рассказывал об этой странице истории своей семьи, лишь в 2016 году он поделился воспоминаниями с израильским профессором, специалистом по истории Катастрофы Яиром Ороном. Книга под названием «Спасители, праведники и бойцы», рассказывающая о подвиге семьи Азнавур, должна выйти на иврите и будет переведена на английский, французский и армянский языки.
Награду французскому армянину присудил базирующийся в Нью-Йорке международный фонд Рауля Валленберга, но получить ее 93-летний шансонье предпочел в Иерусалиме, куда прибыл в рамках своего мирового турне «One Night Only». За 70 лет на сцене Азнавур, согласно совместному опросу журнала Time и канала CNN, признанный лучшим эстрадным исполнителем XX века, продал более 200 млн дисков и сыграл в 60 фильмах.
Некоторые принимают его за еврея, что простительно — слишком много персонажей-евреев сыграно Азнавуром в кино, песня «Аидише мамэ» стала одним из его хитов, а композиция 2011 года J’ai Connu («Я знаю») написана от лица еврея — узника концлагеря.
Шарль и Аида Азнавур
В Израиле командор ордена Почетного легиона выступал неоднократно, одним из его поклонников является президент страны, признавшийся, что La Boheme была его любимой песней. Но и те, чьи музыкальные пристрастия далеки от французского шансона, отдают сегодня должное благородству семьи, поставившей свое благополучие и саму жизнь под удар ради спасения обреченных нацистами на смерть.
Константин Мельман