Скульптор Олег Пинчук: Я начинал карьеру в туалетах… (ФОТО)
Самый востребованный скульптор Украины в эксклюзивном интервью «Багнету» рассказал о любимых машинах, о творчестве в туалетах и «великом манипуляторе» Дэмиене Херсте
С известным украинским скульптором, заслуженным художником Украины Олегом Пинчуком мы встретились на киевской презентации автомобильных новинок 2010 года компании «Субару» - Subaru Legacy и Subaru Outback. Поэтому беседа началась с логичного вопроса:
- Олег, что для вас автомобили?
- C одной стороны - роскошь, с другой – средство передвижения. Люблю автомобили потому, что они существенно облегчают жизнь. В молодости я мог бегать за такси, ездить в метро и на другом общественном транспорте. Но это все довольно хлопотно, требует лишних затрат времени. А есть свой автомобиль – ты сел в него и поехал. Так что сегодня без машины я себя не представляю. Благо, что профессия художника позволяет ездить в то время суток, которое удобно, так что пробки меня не очень беспокоят.
Первая машина у меня появилась в конце 90-х годов. Это была Skoda Fabia ярко-зеленого цвета. Тогда она только вышла в производство и считалась очень модной. Маленький, универсальный, компактный, шустрый автомобиль с подогревом и регулировкой сидений, дополнительным оборудованием и отличными ходовыми качествами.
Не могу сказать, что в то время я был хорошим водителем. Моя голова была всегда занята чем-то другим, но только не мыслями о дороге. И только теперь, после 10 лет водительского стажа, я понимаю, что с моей стороны было очень рискованным ездить на такой маленькой машине, к примеру, во Францию. Я гонял с сумасшедшей скоростью – до 200 км/ч - по европейским автобанам на Skoda, которую мог сдуть ветер.
Но Бог миловал, слава ему, я остался жив-здоров. Поэтому сейчас отношусь к дороге с определенным уважением. Понимаю, что всегда надо иметь запасное колесо, насос и т.д.
- Почему так поздно обзавелись машиной? Скульптурой вы занимаетесь уже 20 лет и, как известно, творчество начало приносить вам финансовую прибыль уже довольно давно.
- Да, я ездил на маршрутке аж до середины 90-х. Деньги были, и я переводил их в то, что мне нравится, к примеру, покупал картины. А желание, да и время учиться водить автомобиль - отсутствовали. Существовало множество других важных и интересных вещей, которые меня занимали. Я до сих пор покупаю картины начинающих, но талантливых художников, у которых еще нет имени. Экспонаты всей своей нынешней коллекции (около 500 картин и скульптур) я скупил тогда, когда они еще стояли дешево. Обладая хорошим вкусом, я всегда чувствую, что сделано талантливо.
- На чем ездите сейчас?
- Люблю французские автомобили. Сейчас у нас в семье четыре машины. Citroën C4 Picasso и Audi Q7 – это мои автомобили. У моей жены есть Aprilia RX50 и Chrysler PT Cruiser.
- Олега Пинчука принято называть самым дорогим и самым продаваемым украинским скульптором. Сколько стоят ваши нынешние работы, а также бронзовые скульптуры, которые принесли вам известность?
- Сейчас я оптимизировал свои продажи, чтобы работы были доступны потенциальным покупателям. Знаете, я не люблю говорить о деньгах… Ведь это всего лишь инструмент достижения целей более важных.
Сколько мои произведения стоят? Считаю, что они бесценны! И я точно знаю, что еще придет время, когда цены на мои работы будут с большим количеством нулей. А на сегодняшний день их цена - это хорошая цена для Украины.
Кстати, стоимость скульптур и картин зависит не столько от их художественной ценности, сколько от маркетинга и понимания того, что нужно делать для популяризации их на рынке. Многие талантливые художники «прогорели» из-за того, что не сумели сориентироваться в мире современного искусства, создать и продвигать свой бренд.
- Вы часто говорите, что многие известные современные художники всего лишь «разводят» людей…
- Да, они рисовать не умеют, они бездари, но умеют «развести» народ. И я снимаю шляпу перед их умением. Если вы возьмете каталог современного искусства, то увидите, что многие инсталляции делают люди с диагнозом, характерным для пациентов больницы Павлова.
Тот же Дэмиен Херст – это не великий художник, а великий манипулятор. Все знают, что сам он не рисует, а рисуют ему другие. А Херст с этого живет.
Украинские художники, к примеру, Илья Чичкан, тоже стремятся туда же. Только Чичкан, скажем, стоит двадцатку, а Херст - миллион.
Принцип в современном искусстве действует такой. Существует пирамида. На ней лежит несколько камней. Добраться до верха пирамиды – задача художника. А как ты это делаешь – то ли лепишь обезьяну, то ли клеишь муху, то ли делаешь слоника – твое дело. Важно то, насколько тебе в жизни повезет, и как ты сумеешь этим воспользоваться.
- А как на счет ваших собственных инсталляций? Так, недавно в Украинском доме вы демонстрировали инсталляцию - обычную троллейбусную остановку, обклеенную множеством объявлений. Это тоже манипуляция общественным сознанием?
- Я очень люблю заниматься вещами, подобными «Остановке», то есть, современными арт-проектами, которые отображают реальную, повседневную жизнь. Ведь что такое искусство? Это - способ отображения действительности в художественных образах. Реальную остановку транспорта я показал как предмет субкультуры семимиллионного мегаполиса, своеобразный островок жизни огромного города.
Многие современные художники балуются инсталляциями и «легкими» картинками. Они насмотрелись модных журналов и понимают, как легко такое рисовать. Я прекрасно знаю, что это легко, и что для маргинального рынка это очень хорошо. Но попасть в мировой ТОП художников с такими работами невозможно.
К тому же наши меценаты-олигархи особо не увлекаются современным искусством. Они могут выложить за подделки или даже настоящие работы Айвазовского целые миллионы. Но покупать за большие деньги произведения современного искусства не спешат. Они к этому не привыкли. Деньги отдают за то, что уже имеет статус. А приобрести дешевую работу, которая потом станет дорогой, они не хотят.
- После Национальной Академии изобразительного искусства и архитектуры в Киеве вы учились в Высшей школе визуального искусства в Женеве. Какой главный урок вам преподали европейские метры?
- Не бояться делать провокации, быть смелым, пытаться шокировать. Такая у них позиция.
Кстати, от однокурсников, с которыми я учился в Швейцарии, меня отличает именно хорошая академическая школа. Такой школы в той же Женеве уже нет давно. По большому счету, у них умеют только шокировать. А рисовать там никто не умеет.
Вообще, если разобраться, то школа – это очень хорошо; но у нее есть один серьезный недостаток. Она формирует художников, похожих друг на друга. Если каждый из них нарисует картину, то только очень опытный мастер сумеет определить, кто именно ее нарисовал. Потому что практически под всеми картинами, созданными учениками одной и той же школы, может подписаться любой из них.
- Помните свое первое произведение?
- Да. Помнится, я сфотографировал места в мужском и женском туалетах, где были написаны различные цитаты и все то, что студенты думают о своих преподавателях. Выставил снимки как картину. Это было смело и интересно. Сам ректор похвалил меня, признав, что это красиво, необычно, никто раньше до подобного не додумывался. Умение найти вещь, которая будет интересна и с точки зрения художественности, и с точки зрения новизны, - одна из задач художника.
- Творчество кого из современных художников – украинских и зарубежных – вам действительно импонирует?
- Мне нравятся не те художники, которые у всех на устах. Олег Пинчук - приверженец так называемого наивного искусства (англ. - naive art, одно из направлений примитивизма XVIII-XXI вв., включающее самодеятельное искусство и изобразительное творчество художников-самоучек – Ред.). Работы «наивных» художников, как правило, не подписные. Здесь человек минует студию, и рисует не так, как правильно, а так, как он чувствует. Именно чувственность – один из важных моментов в творчестве.
Если называть имена - обожаю творчество нашей украинской художницы Марии Приймаченко. Наивное искусство. Ее работы отличает доброта и, возможно, агрессивность, но опять-таки - добрая. Я уверен, что в украинском искусстве Приймаченко - это номер один. К сожалению, пока что она является самой недооцененной художницей, особенно в материальном плане. Мне кажется, что произведения Марии должны продаваться по цене работ Пикассо. Это без преувеличений.
Но современный рынок любит и ищет более барские произведения. Еще вчера нынешние олигархи и мнимые «ценители искусства» ездили на «Жигулях», а сегодня им подавай, к примеру, Шишкина. А чтобы понять Приймаченко, нужно книжки читать, посещать выставки искусства или музеи. Но люди-то эти заканчивали профтехучилища и от искусства более чем далеки. Поэтому Марию не поймут. Вот их дети уже заканчивали Оксфорд, Гарвард и разбираются в настоящем искусстве. Но пока что у молодого, образованного поколения нет реальных рычагов управления рынком.
Беседовала Светлана Кучкинова
Фото Дмитрия Кораблева