Специалисты предложили использовать для реставрации картин мармелад
Российские реставраторы начнут очищать и укреплять масляные краски на полотнах составом из красных водорослей. Именно из них делают агар-агар, широко применяемый для производства желе, мармелада, зефира и других сладостей, передает Лайф.
В конце года в России для реставрации живописи начнут использовать клей из красных водорослей. До 31 октября по заказу Минкультуры будет написано научное исследование об особенностях такого раствора, а также разработаны рекомендации по его применению.
О пользе клея из красных водорослей, который называется фунори, при реставрации живописи узнали совсем недавно. В конце XX века в Германии реставрировали казеиновую (с использованием растительных жиров в составе красок) живопись на фанере почти 15 лет — специалисты пробовали все известные методы очищения и укрепления живописного слоя, но ничего не помогало. Тогда в порядке эксперимента реставраторы решили попробовать клей из водорослей, и он дал очень хорошие результаты. После этого случая его свойства подробно исследовали в Европе и решили рекомендовать реставраторам.
По словам специалиста по реставрации масляной живописи с помощью фунори, у клея из водорослей есть несколько преимуществ.
— Этот клей уникален потому, что его можно использовать не только для укрепления, но и для удаления поверхностных загрязнений и старого клея. Для реставрации некоторых работ, выполненных в смешанной технике (гуашь, гуашь с маслом, ранее реставрированная и покрытая другим клеем темпера), — это самое удачное и даже единственное возможное решение, — отметила Анастасия Бринцева, научный сотрудник отдела хранения музейных фондов Государственного центра современного искусства.
Кроме того, раствор очень экономичен в использовании. Реставраторы пользуются 1%-ным раствором. Из 100 граммов водорослей получают 10-литровое ведро клея, при этом на одну картину уходит меньше 50 граммов.
Вообще раствор из водрослей японские реставраторы применяли ещё с конца XVII века. Его использовали для подклеивания фрагментов живописи на бумаге и шёлке, а также для реставрации лаковой мебели. Для этих же целей фунори использовали и в России в Эрмитаже и Музее Востока.
Первый этап производства клея из водорослей начинается так же, как и производство агар-агара. Водоросли добывают на Дальнем Востоке, в Японии, во Вьетнаме. Их достают со дна морей и океанов с помощью сетей или специальных грабель. Затем их несколько раз промывают водой и высушивают. Продаются водоросли в виде соломы.
Чтобы приготовить реставрационный клей, сухие пластины промывают в проточной воде не менее получаса, после чего их около восьми часов вымачивают в дистиллированной воде. Затем водоросли варят на водяной бане в течение часа, а получившуюся массу процеживают через ткань, чтобы удалить не растворившиеся фрагменты.
Сейчас реставраторы живописи используют клей, сваренный на основе кроличьего или осетрового жира. Раствор из водорослей их не вытеснит, а станет дополнительным материалом, который можно применять, если другие клеи не дадут результата.